[Google]
Проект 2 Limona

Рубрики

Трудовой коллектив и охрана труда

Трудовой коллектив и охрана труда

Важнейшими принципами управления деятельностью по охране труда работников являются активное вовлечение работников в эту деятельность, взаимовыгодное сотрудничество с теми, от кого зависит и кто заинтересован в улучшении указанной деятельности, а также лидерство высшего руководства.

Действующее законодательство обеспечивает работникам и их представительным органам возможности для участия в деятельности по улучшению условий, охраны труда на производстве. Реализация этих возможностей предусмотрена в национальном стандарте СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденном постановлением Госстандарта РБ от 24.04.2009 № 19. Данный стандарт разработан на основе OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента гигиены и безопасности труда. Требования» и гармонизирован с ILO-OSH 2001 (МОТ-СУОТ 2001) «Руководство по системам управления охраной труда», а также с национальными стандартами по менеджменту качества продукции, работ и услуг и экологическому менеджменту.

Активное участие работников, объединяющих их профессиональных союзов (профсоюзов) и иных представительных органов работников в выработке политики в области охраны труда, разработке и осуществлении мероприятий по ее реализации и управлении этой деятельностью - залог успеха в этой работе.

Исходя из регламентаций, предусмотренных действующим законодательством (ст.232 Трудового кодекса РБ, ст.15 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон № 356-З)), каждый работник должен:

- оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю или иному должностному лицу о несчастном случае на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью для него и окружающих людей;

- принимать участие в рассмотрении проектов инструкций по охране труда, других документов, относящихся к его профессии и выполняемой работе;

- иметь право вносить предложения по улучшению условий, охраны здоровья и безопасности труда;

- осуществлять самоконтроль за соблюдением требований охраны труда и взаимоконтроль за соблюдением этих требований на смежных рабочих местах;

- при избрании общественным инспектором по охране труда или уполномоченным лицом по охране труда работников организации осуществлять общественный контроль и участвовать в проведении совместного контроля нанимателя и профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда;

- иметь право участвовать в обсуждении вопросов охраны труда, вносимых на рассмотрение профсоюзным комитетом (трудовым коллективом).

 

Справка: С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. Обязанности работающего в области охраны труда изложены в ст.19 новой редакции Закона.

Профсоюзный комитет

Профсоюзный комитет в соответствии со своими уставными целями и действующим законодательством имеет право:

- выступать с инициативой о проведении переговоров с представителями нанимателя по разработке и заключению коллективного договора;

- получать от нанимателя необходимую информацию для ведения переговоров и выработки проекта коллективного договора, не допуская разглашения сведений, являющихся государственной или коммерческой тайной;

- совместно с нанимателем создавать комиссию по ведению переговоров для заключения коллективного договора;

- совместно с нанимателем обсуждать проект коллективного договора в структурных подразделениях организации;

- при необходимости обращаться к трудовому коллективу за поддержкой своих требований;

- осуществлять контроль за исполнением коллективного договора.

Профсоюзный комитет осуществляет сотрудничество с нанимателем в решении вопросов охраны труда на принципах социального партнерства.

Для активного участия работников в деятельности по улучшению условий, охраны труда и использования в полном объеме законодательных возможностей необходимо, чтобы профсоюзный комитет:

- проводил воспитательную работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины, строгому и точному соблюдению требований безопасности труда;

- обеспечивал эффективную работу комиссии профсоюзного и цеховых комитетов по охране труда, избрание общественных инспекторов по охране труда во всех структурных подразделениях организации и организовал их работу;

- проводил общественную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного назначения, проектов модернизации производств;

- вносил предложения об отмене, внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты по охране труда;

- рассматривал предложения, заявления и жалобы работников по вопросам охраны труда и принимал все возможные меры для удовлетворения законных прав работников и устранения нарушений требований охраны здоровья и безопасности труда;

- подписывал в предусмотренных случаях государственную статистическую отчетность.

Важно участие профсоюзного комитета:

- в выработке политики организации в области охраны труда, определении целей для ее реализации;

- разработке программ управления охраной труда для достижения намеченных целей;

- приемке в эксплуатацию объектов производственного и санитарно-бытового назначения.

Учитывая необходимость наиболее полного учета интересов работников по вопросам охраны труда, необходимо предусмотреть в организации участие профсоюзного комитета в разработке и согласовании локальных нормативных правовых актов по охране труда, других документов, перечней работ, профессий и должностей работников, для которых требуется специальное регламентирование отдельных вопросов охраны труда. К ним относятся:

- порядок обучения, повышения квалификации, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

- порядок аттестации руководителей, специалистов и других работников, обслуживающих объекты и выполняющих работы с повышенной опасностью;

- порядок организации надзора за объектами с повышенной опасностью;

- порядок обеспечения безопасности при производстве работ с повышенной опасностью;

- порядок обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов;

- порядок обеспечения пожарной безопасности;

- порядок отражения требований безопасности в конструкторской и технологической документации;

- порядок передачи оборудования для ремонта и приемки его из ремонта;

- порядок перепланировки производственных помещений, создания новых рабочих мест, ввода в эксплуатацию отдельных установок и оборудования;

- порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и профилактики;

- организация профессионального отбора и медицинского освидетельствования работников отдельных профессий и специальностей;

- организация санитарно-бытового обеспечения работников;

- организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

- организация пропаганды охраны труда;

- порядок планирования мероприятий по охране труда, формирования раздела «Охрана труда» коллективного договора;

- порядок организации контроля за состоянием условий, охраны труда (включая организацию производственного контроля за промышленной безопасностью опасных производственных объектов, и организацию производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических и профилактических мероприятий) и функционированием системы управления охраной труда;

- порядок проведения аудитов функционирования системы управления охраной труда;

- порядок проведения мониторингов состояний условий, охраны труда;

- система оценки состояния условий, охраны труда и функционирования системы управления охраной труда;

- положение о порядке материального и морального стимулирования за работу по охране труда;

- перечень контингентов работников, обязанных проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры;

- перечень профессий рабочих и должностных лиц, проходящих стажировку перед допуском к самостоятельной работе;

- перечень категорий руководителей, специалистов и других работников, обязанных проходить периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда;

- перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного и повторного инструктажа по охране труда;

- перечень профессий и должностей работников, которым присваивается квалификационная группа по электробезопасности I;

- перечень профессий и должностей работников, подлежащих проверке знаний Межотраслевых правил по охране труда при работе в электроустановках, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Минэнерго РБ от 30.12.2008 № 205/59;

- перечень должностей работников, подлежащих проверке знаний Правил технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей, утвержденных постановлением Минэнерго РБ от 11.08.2003 № 31.

 

Справка: С 1 марта 2013 г. постановлением Минэнерго РБ от 26.12.2012 № 66 утверждаются и вводятся в действие технические кодексы установившейся практики «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей» и «Правила техники безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей»;

 

- перечень работ с повышенной опасностью, для производства которых требуются предварительное обучение и проверка знаний работников по вопросам охраны труда;

- перечень профессий и должностей работников с вредными условиями труда, которым предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени;

- перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, которым предоставляется дополнительный отпуск;

- перечень профессий и работ, дающих право работникам на бесплатное получение молока или равноценных пищевых продуктов при работе с вредными веществами;

- перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

- перечень профессий и должностей работников для бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты;

- перечень работ, связанных с загрязнением, и работ, при выполнении которых по санитарно-гигиеническим требованиям работникам выдаются бесплатно смывающие и обезвреживающие средства;

- перечень цехов и участков, в которых организуется снабжение работников газированной водой;

- перечень профессий и должностей работников, которым в связи с работой во вредных и тяжелых условиях труда устанавливаются надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам;

- перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей, работники которых имеют право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1), и Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2), которые утверждены постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536;

- перечень профессий и должностей работников, которым устанавливаются оплачиваемые перерывы в работе по условиям труда.

В соответствии с действующим законодательством представители профсоюзного комитета должны участвовать:

- в осуществлении периодического (совместного) контроля нанимателя и профсоюзов за соблюдением требований по охране труда;

- проведении паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда и аттестации рабочих мест по условиям труда;

- расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- работе комиссий по проверке знаний работников по вопросам охраны труда;

- работе комиссии по трудовым спорам.

В соответствии с Указом Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» представители профсоюза первичного уровня осуществляют такой контроль в формах, не связанных с проведением проверки.

Общественный контроль профсоюзы осуществляют в процессе участия в мероприятиях, изложенных выше, а также в процессе мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан, участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.

По результатам общественного контроля профсоюзы наделены правом давать контролируемому субъекту рекомендации по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения).

Осуществление изложенной деятельности в полном объеме позволит повысить ответственность работников за выполнение требований безопасности и гигиены труда на производстве, осуществить активное вовлечение их в разработку соответствующих мероприятий для улучшения условий, охраны труда.

Комиссия по охране труда

Статьей 18 Закона № 356-З установлено, что в организациях по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда. Таким образом в Республике Беларусь реализуется одно из положений Конвенции о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция 155) от 22.06.1981.

 

Справка: Комиссии по охране труда посвящена ст.24 новой редакции Закона № 356-З.

 

Комиссия участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, соглашения, плана мероприятий по охране труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.

Создание комиссий по охране труда необязательно, и решение этого вопроса зависит от волеизъявления сторон. Кроме того, создание таких комиссий предусмотрено только у нанимателей (у работодателей не предусмотрено) и осуществляется по инициативе любой из заинтересованных сторон: нанимателя либо профсоюза или по совместной инициативе. При отсутствии в организации профсоюза создание такой комиссии невозможно, ибо в Законе № 356-З не предусмотрено, что от имени работников с подобной инициативой может выступить какой-либо другой представительный орган работников.

Комиссия формируется из равного количества представителей нанимателя и трудового коллектива, определяемого по соглашению сторон.

Комиссия по охране труда не может создаваться приказом руководителя организации, поскольку в этом случае представителями трудящихся в этой комиссии будут угодные руководителю работники, что нарушает принцип партнерских отношений. Поэтому состав представителей нанимателя должен определяться приказом руководителя организации, а представителей трудового коллектива - постановлением профсоюзного комитета.

Учитывая, что деятельность комиссии по охране труда строится на паритетной основе, обязанности председателя и секретаря на каждом заседании комиссии должны выполняться поочередно представителями сторон. При этом обязанности председателя и секретаря на одном и том же заседании не могут выполняться представителями одной стороны.

Целесообразно формирование состава комиссии по охране труда на срок полномочий профсоюзного комитета либо на срок действия коллективного договора.

На заседаниях комиссии могут рассматриваться:

- проект политики организации в области охраны труда (в организациях, в которых действует система управления охраной труда, разработанная в соответствии с СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования»);

- предложенные структурными подразделениями, функциональными службами и филиалами организации цели в области охраны труда и программы управления по их достижению для определения их приоритетности, последовательности осуществления и определения принимаемых к реализации в текущем году;

- проект раздела «Охрана труда» коллективного договора;

- отчеты руководителей структурных подразделений, функциональных служб и филиалов организации о проводимой ими работе по охране труда;

- вопросы, связанные с совершенствованием структуры и ответственности в системе управления охраной труда и др.

Решения комиссии по охране труда носят рекомендательный характер и претворяются в жизнь приказами руководителя организации, постановлениями профсоюзного комитета.

Наряду с внедрением современных систем управления охраной труда необходимо повышение социальной ответственности нанимателей и работников путем внедрения международного стандарта SA 8000:2001 «Социальная ответственность» (далее - стандарт SA 8000:2001).

Более 20 % несчастных случаев на производстве обусловлены ненадлежащим исполнением руководителями и специалистами своих обязанностей по охране труда. Примерно такой же удельный вес составляет травматизм на производстве по причинам нарушений работниками требований по охране труда.

Опыт экономически развитых стран мира показывает, что внедрение стандарта SA 8000:2001 позволяет более эффективно выполнять требования безопасности и гигиены труда, здоровой и безопасной производственной среды, принимать меры по предупреждению травматизма, заболеваемости и аварийности на производстве, нанесения вреда здоровью работников, ущерба имуществу и имиджу организации.

Комментарии запрещены.