[Google]

Рубрики

Примерная инструкция по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды

Примерная инструкция по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист 
Содержание 
1. Перечень используемых в тексте сокращений 
2. Общие положения 
3. Организация производственного экологического контроля 
4. Объекты производственного экологического контроля 
5. Планирование и проведение производственного экологического контроля 
6. Планирование, разработка и утверждение мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением 
7. Учет и отчетность в области охраны окружающей среды 
8. Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов 
9. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством 
Приложение 1. Форма предписания о нарушении 
Приложение 2. Форма журнала регистрации инструктажей по охране окружающей среды 
Приложение 3. Форма журнала учета стационарных источников выбросов и их характеристик 
Приложение 4. Форма журнала учета времени  и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок 
Приложение 5. Форма журнала учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды 
Приложение 6. Форма журнала записи результатов проверок автомобилей на содержание окиси углерода и углеводородов 
Приложение 7. Форма журнала записи проверок дизельных автомобилей на дымность 
Приложение 8. Форма журнала учета мобильных источников выбросов 
Приложение 9. Форма журнала учета качества сбрасываемых сточных вод 
Приложение 10. Форма рабочего дневника учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий в границах населенного пункта 
Приложение 11. Форма плана мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов 

1. Перечень используемых в тексте сокращений

 

БОТ – бюро по охране труда;

ГОУ – газоочистная установка;

ГСМ – горюче-смазочные матери­алы;

ГУ «ГОЦГЭиОЗ» – государственное учреждение «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»;

ГУ «ГГЦГиЭ» – государственное учреждение «Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии»;

КПУ – Краснобережский производственный участок.

НПА – нормативные правовые акты;

ОМТС – отдел материально-тех­нического снабжения;

ООС – охрана окружающей среды;

ОРВ – озоноразрушающие вещества;

ОТ – охрана труда;

ПДВ – предельно допустимый выброс;

ПОД – первичная учетная документация;

СГЭ – служба главного энергетика;

СЗЗ – санитарно-защитная зона;

ТНПА – технические нормативные правовые акты;

ТБО – твердые бытовые отходы;

ЦПЛ – центральная производственная лаборатория;

ЧС – чрезвычайная ситуация.

 

2. Общие положения

 

2.1. Настоящая Инструкция по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов  (далее – Инструкция) разработана для ОАО «Гомельский жировой комбинат».

Основной вид деятельности – производство масложировой продукции.

Юридический адрес – ул. Ильича, 4, г. Гомель, 246021.

Орган государственного управления – вышестоящая организация – Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» (далее – БГКПП «Белгоспищепром»).

2.2. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»; Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

2.3. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для исполнения всеми работниками предприятия.

2.4. Подлинник настоящей Инструкции хранится у инженера по охране окружающей среды.

2.5. Производственный контроль в области ООС (далее – производственный экологический контроль – ПЭК) включает в себя:

– проведение локального мониторинга окружающей среды;

– организацию и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области ООС;

– организацию и осуществление производственного экологического контроля в области: охраны атмосферного воздуха и озонового слоя, охраны и рационального использования вод, охраны и рационального использования земель (почв), охраны и использования объектов растительного мира, охраны и использования объектов животного мира, обращения с отходами, охраны и рационального использования недр и др.;

– разработку мероприятий по ООС и контроль за их выполнением;

– мероприятия по снижению и ликвидации вредного воздействия на окружа­ющую среду и др.

2.6. Проведение ПЭК является требованием экологической безопасности, несоблюдение которого влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2.7. Основными задачами ПЭК являются:

– контроль за выполнением и соблюдением требований законодательства Республики Беларусь в области ООС;

– контроль за проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области ООС и природопользования;

– контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и ООС, предписаний специально уполномоченных государственных органов в области ООС;

– контроль за соблюдением лимитов добычи природных ресурсов и эффективностью их использования;

– контроль за обращением с опасными веществами, отходами производства;

– контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;

– контроль за степенью готовности к аварийным ситуациям, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера;

– контроль за состоянием окружа­ющей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности предприятия;

– контроль за получением информации для ведения природопользователем документации по ООС;

– контроль за ведением и своевременным предоставлением должностными лицами документации по ООС;

– контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, источниках ее загрязнения, состоянии природных ресурсов (их использовании и охране);

– контроль за соблюдением природопользователем лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в сточные воды и лимитов размещения отходов производственной и иной хозяйственной деятельности;

– контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду;

– контроль за обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов в области ООС;

– контроль за проведением локального мониторинга окружающей среды.

2.8. Производственный экологический контроль может быть плановым и внеплановым.

2.9. Плановый ПЭК осуществляется не реже одного раза в квартал  должностными лицами, ведущими ПЭК.

2.10. Внеплановый ПЭК осуществляется с целью выявления нарушений подразделением предприятия установленных нормативов, других требований законодательства Республики Беларусь в области ООС, невыполнения требований государственных органов и организаций, осуществляющих государственный и ведомственный контроль в области ООС.

2.11. По результатам ПЭК подразделениями, ведущими ПЭК, составляются соответствующие акты, которые предоставляются в службу главного энергетика для анализа и принятия решений. По результатам проверок руководителям структурных подразделений, в которых выявлены нарушения, выдаются предписания  с указанием  выявленных нарушений и сроков их устранения. Предписание оформляется по форме согласно приложению 1.

2.12. При выявлении нарушений законодательства, нормативов в области ООС, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций лицо, осуществляющее ПЭК, обязано немедленно об этом информировать первого заместителя директора предприятия для принятия мер по нормализации обстановки.

2.13. Производственный экологический контроль осуществляется за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

2.14. Ответственность за нарушение требований в области ООС и стимулирование природоохранной деятельности.

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь в области ООС, невыполнении предписаний контролирующих органов, планов природоохранных мероприятий, приказов, распоряжений руководства предприятия, а также своих должностных обязанностей в области ООС, несут ответственность в установленном порядке в зависимости от характера и степени нарушения.

К дисциплинарной ответственности привлекаются лица, допустившие  нарушения в области ООС, не повлекшие за собой значительных последствий (загрязнение атмосферы, вод, почвы и др.), согласно Правилам внутреннего трудового распорядка.

К материальной ответственности привлекаются лица, действия которых причинили значительный ущерб окружа­ющей среде и повлекли за собой штрафные санкции со стороны контролирующих органов, а также в случае систематических нарушений в области ООС.

Порядок стимулирования работников предприятия при осуществлении де­ятельности, приводящей к уменьшению либо исключению вредного воздействия на окружающую среду, осуществляется в соответствии с Положением о премировании работников.

3. Организация производственного экологического контроля

 

3.1. ПЭК осуществляется постоянно в процессе производственной деятельности.

Для проведения ПЭК по предприятию в целом и по участкам производственной деятельности приказом директора назначаются должностные лица, ведущие работу по функционированию ПЭК.

3.2. Ответственным за координацию деятельности, связанной с организацией и ведением ПЭК на предприятии, является главный инженер,  по КПУ – заместитель директора по заготовкам.

3.3. Ответственным за контроль и осуществление ПЭК по предприятию в целом является инженер по ООС,  по КПУ – начальник участка.

3.4. Инженер по ООС подчиняется главному энергетику. Его функциональные обязанности и права изложены в должностной инструкции и в Положении о службе главного энергетика.

3.5. Для проведения ПЭК инженер по ООС привлекает к выполнению работ по контролю структурные подразделения. При необходимости он имеет право привлекать к этой работе специалистов других отделов и подразделений.

3.6. Инженер по ООС осуществляет свою деятельность по производственному экологическому контролю в соответствии с действующими НПА, инструкцией по обращению с отходами производства и другими ТНПА.

3.6.1. В компетенцию инженера по ООС, начальника КПУ входит применение знаний законодательства в области ООС для подготовки решений для достижения задач ПЭК. Инженер по ООС обязан:

– осуществлять контроль за состо­янием окружающей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности природопользователя;

– осуществлять контроль за исполнением должностными лицами своих обязанностей, касающихся ООС;

– организовать контроль за соблюдением нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух на источниках выбросов;

– организовать контроль за обращением с отходами, включающий в себя:

● учет отходов в местах их образования, объектах размещения отходов с отражением в учетных документах;

● контроль за соблюдением нормативов образования отходов производства, лимитов размещения отходов производства;

● соблюдение условий сбора, размещения, перевозки отходов производства с учетом требований природоохранного, санитарного, противопожарного законодательства;

● систему документального оформления операций по обращению с отходами производства;

– осуществлять контроль за заполнением первичной учетной документации в структурных подразделениях предприятия;

– осуществлять контроль за выполнением требований предписаний государственных органов и иных организаций, осуществляющих государственный и ведомственный контроль в области ООС, внутренних инструкций, приказов, распоряжений руководства предприятия по выполнению требований природоохранного законодательства, указаний, предписаний должностных лиц, ответственных за организацию, осуществление деятельности в области ООС;

– осуществлять получение разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; хранение, захоронение отходов производства;

– осуществлять заключение договоров, необходимых для выполнения требований природоохранного законодательства;

– осуществлять разработку планов мероприятий по ООС и контроль за их своевременным выполнением;

– осуществлять составление планов-графиков контроля;

– принимать участие в оценке аварийных ситуаций и их предупреждении;

– осуществлять контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране;

– оформлять результаты локального мониторинга сточных вод по КПУ.

3.6.2. Инженер по ООС, осуществляющий ПЭК, имеет право:

– проводить ПЭК объектов организации;

– запрашивать от руководителей подразделений материалы по вопросам ООС, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения требований НПА в области ООС;

– выдавать руководителям производственных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при эксплуатации производственных объектов нарушений, устанавливать и контролировать сроки их устранения и своевременность выполнения мероприятий по недопущению их повторения;

– вносить предложения руководителю организации о поощрении работников, принимавших участие в разработке и внедрении мер по обеспечению экологической безопасности, а также о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих свои обязанности в области ООС, исполнении мероприятий и предписаний ПЭК, органов ведомственного и государственного надзора и контроля;

– принимать участие в контроле за строительством, реконструкцией и техническим перевооружением опасных производственных объектов;

– представительствовать от имени организации в органах государственного надзора и контроля, в других органах по промышленной безопасности;

– вносить предложения руководству организации о запрещении эксплуатации производственных объектов или технических устройств и сооружений при выявлении нарушений законодательства в области ООС, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества других лиц, а также при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

– участвовать:

● в деятельности комиссий по расследованию причин аварий, инцидентов на производственных объектах;

● в проверках, проводимых произ­водственно-техническими службами;

● в подготовке управленческих решений по вопросам повышения уровня экологической безопасности производственных объектов;

● в рассмотрении проектов строительства новых, расширения и реконструкции действующих производств предприятия с целью оценки правильности принятых решений по защите окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, осуществляемых самостоятельно либо с привлечением при необходимости компетентных специалистов (организаций);

●в составлении технических заданий на проектирование новых, расширение и реконструкцию действующих производств и объектов предприятия с учетом требований по ООС;

●в работе комиссии по приемке в эксплуатацию промышленных объектов и производств.

3.7. Главный механик осуществляет ПЭК технического состояния и эффективности работы производственного оборудования, обращение с отходами производства (по отходам черных и цветных металлов) в соответствии с действующим законодательством.

3.8. Главный энергетик (СГЭ) осуществляет ПЭК в части потребления топливно-энергетических ресурсов, водопотребления и водоотведения, эффективности работы теплоэнергетического (в т.ч. и очистного) оборудования, систем вентиляции, ГОУ в целом по предпри­ятию.

3.9. Начальник производственно-тех­нологического отдела осуществляет ПЭК применяемых сырья и материалов, соблюдения нормативов образования отходов производства, соблюдения требований технологического регламента (при необходимости осуществляет его корректировку), технологический контроль за рациональным и экологически безопасным использованием сырья и материалов.

3.10. Начальник производства осуществляет ПЭК применяемых сырья и материалов, технического состояния технологического оборудования в подчиненных подразделениях, систем водопотребления и водоотведения, систем вентиляции и ГОУ, обслуживающих технологическое оборудование, контроль за рациональным использованием сырья и вспомогательных материалов.

3.11. Начальник ОМТС осуществляет ПЭК по обращению с отходами производства, закрепленными за данным отделом, обеспечивает безопасную приемку, транспортирование, хранение и выдачу сырья, материалов и химических веществ.

3.12. Начальник ЦПЛ обеспечивает входной контроль сырья и вспомогательных материалов, контроль готовой продукции.

3.13. Руководители производственных и структурных подразделений обеспечивают безопасность ведения технологических процессов (соблюдение нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, образования отходов производства, качества сбрасываемых сточных вод), представляют сведения ОМТС, материальному складу, участку эстетики – о количестве образующихся отходов производства, СГЭ –  о количестве образовавшихся отходов производства, времени работы источников выбросов и ГОУ, расходе сварочных материалов для общего учета и расчета экологического налога.

3.14. С целью более детального и постоянного ведения ПЭК определенная часть работы по проведению ПЭК возлагается на структурные подразделения.

3.14.1. Производственно-технологи­ческий отдел. Начальник отдела осуществляет контроль за:

– применением в производстве сырья и материалов, определенных технологическим регламентом;

– хранением, использованием сырья и материалов основного  производства;

– соблюдением технологических регламентов и технологических инструкций с целью обеспечения образования минимального количества отходов, выбросов в атмосферный воздух и сбросов в сточные воды, предотвращением загрязнения территории от производства;

– разработкой нормативов образования отходов производства для основного производства.

3.14.2. Служба главного механика. Главный механик осуществляет контроль за:

– техническим состоянием производственного оборудования;

– обращением с отходами производства (по отходам черных и цветных металлов) в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

3.14.3. Служба главного энергетика. Главный энергетик осуществляет контроль за:

– техническим состоянием и эффективностью работы артезианских скважин, очистных сооружений, компрессорного оборудования, систем водопотребления и водоотведения;

– потреблением топливно-энергетиче­ских ресурсов по предприятию в целом;

– техническим состоянием и эксплу­атацией котлов;

– осуществлением производственного экологического контроля подразделениями.

3.14.4. Служба начальника производства. Начальник производства осуществляет контроль за:

– техническим состоянием и эффективностью работы технологического оборудования основных производственных подразделений, общих и местных вытяжных систем вентиляции, местных отсосов, ГОУ, обслуживающих технологическое оборудование;

– соблюдением требований ТР в части соблюдения законодательства в области ООС по очистке сточных вод, выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образованию отходов производства;

– рациональным использованием сырья и вспомогательных материалов.

3.14.5. Транспортный цех. Начальник цеха осуществляет контроль за:

– соответствием нормативам выбросов от мобильных источников (автотранспорта);

– исключением загрязнения твердого и грунтового покрытия территории предприятия транспортом;

– выполнением работ по эксплуатации, выпуску на линию, ремонту транспорта в соответствии с требованиями соответствующих ТНПА и действующих на предприятии инструкций с целью исключения вредного воздействия на окружающую среду;

– исправным состоянием транспорта (исключение проливов и утечек ГСМ);

– соблюдением нормативов образования отходов производства, образующихся в подразделении.

3.15. Участок эстетики. Мастер участка эстетики осуществляет:

– регистрацию и оформление сопроводительных паспортов перевозки отходов;

– перевозку отходов на захоронение и использование;

– учет объектов растительного мира, проведение инвентаризации зеленых насаждений, разработку плана меропри­ятий по уходу за древесно-кустарниковой растительностью;

– уборку и благоустройство территории в целом по предприятию.

3.16. В обязанности начальника Краснобережского производственного участка входит:

– соблюдение требований ТР, соблюдение законодательства в области ООС по очистке сточных вод, выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образованию отходов производства;

– соблюдение требований законодательства в области санитарии и пожарной безопасности;

– проведение локального мониторинга сточных вод в р. Добысна;

– предоставление исходных данных для расчета налогов по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходам производства;

– контроль за рациональным использованием сырья и вспомогательных материалов;

– выполнение требований инструкций, приказов, распоряжений руководства предприятия, указаний, предписаний должностных лиц, контролирующих соблюдение законодательства в области ООС;

– обеспечение безусловного выполнения технологических регламентов производства, правильной эксплуатации оборудования;

– регулярное заполнение журналов форм ПОД;

– участие в разработке планов мероприятий в области ООС и обеспечение своевременного их выполнения;

– участие в разработке нормативов в области ООС и обеспечение их соблюдения;

– проведение инструктажей по вопросам ООС с регистрацией в Журнале регистрации инструктажей (приложение 2);

– уборка и благоустройство закрепленных территорий.

3.17. Руководители производственных и структурных подразделений несут ответственность за соблюдение требований законодательства в области ООС во вверенных подразделениях и на закрепленной территории предприятия.

Обязанности ответственных за соблюдение требований законодательства в области ООС в подразделениях:

– выполнение требований инструкций, приказов, распоряжений руководства предприятия, указаний, предписаний должностных лиц, контролирующих соблюдение законодательства в области ООС;

– обеспечение безусловного выполнения технологических регламентов производства, правильной эксплуатации оборудования;

– регулярное заполнение журналов форм ПОД;

– участие в разработке планов мероприятий в области ООС и обеспечение своевременного их выполнения;

– участие в разработке нормативов в области ООС и обеспечение их соблюдения;

– проведение инструктажей по вопросам ООС с регистрацией в Журнале регистрации инструктажей (приложение 2);

– соблюдение законодательства в области ООС по очистке сточных вод, выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образованию отходов производства;

– уборка и благоустройство закрепленных территорий.

3.18. Каждый работник несет ответственность за соблюдение требований законодательства в области ООС, а также в области санитарии и пожарной безопасности.

3.19. Порядок взаимодействия инженера по ООС с другими структурными подразделениями предприятия, комиссией по чрезвычайным ситуациям, а также с государственными органами и другими организациями, осуществляющими государственный, ведомственный и общественный контроль в области ООС.

3.19.1. Инженер по ООС в своей де­ятельности осуществляет взаимодействие со следующими структурными подразделениями предприятия:

– бухгалтерией – в части получения сведений, необходимых для заполнения отчетной документации и расчета экологического налога, оформления договоров, по вопросам оплаты счетов, касающихся услуг в области ООС, оплаты экологического налога;

– юрбюро – по вопросам правильного оформления договоров;

– бюро ОТ – в части проведения инструктажа по ООС вновь прибывших;

– планово-экономическим отделом – в части предоставления информации по планируемым объемам выпускаемой продукции;

– производственно-технологическим отделом – в части получения информации по вопросам технологии производства, по вопросам нормативов образования отходов производства;

– ЦПЛ – в части обеспечения ТНПА в области ООС;

– руководителями всех структурных подразделений – в части получения необходимой исходной информации, выполнения предписаний по ООС, заполнения ПОД, своевременного удаления отходов с мест временного хранения.

3.19.2. Рабочим органом комиссии по ЧС на предприятии является режимно-секретный орган (штаб ГО), который взаимодействует со всеми структурными подразделениями по вопросам, каса­ющимся предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе приводящих к вредному воздействию на окружающую среду.

3.19.3. Инженер по ООС взаимодействует с органами, осуществляющими государственное управление в области ООС по вопросам консультаций, согласования документации по ООС, предоставления отчетной документации и любой другой запрашиваемой информации.

3.19.4. С общественными организациями взаимодействие осуществляется путем предоставления экологической информации при отсутствии ограничения доступа к ней.

3.20. Порядок предоставления информации руководителю предприятия, его комиссии по ЧС, а также государственным или иным организациям, осуществляющим государственный и ведомственный контроль в области ООС.

3.20.1. Руководителю предприятия необходимая экологическая информация предоставляется по его требованию инженером по ООС либо руководителями структурных подразделений, ответственными за соблюдение требований природоохранного законодательства в своих подразделениях.

Оформление результатов проведения ПЭК осуществляется посредством составления соответствующих документов (актов, предписаний, отчетов, протоколов, запросов) в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

3.20.2. При угрозе возникновения либо при возникновении ЧС природного и/или техногенного характера, приводящих к вредному воздействию на окружающую среду, в известность ставится руководитель штаба ГО – начальник режимно-секретного органа – инженер ГО, он же секретарь комиссии по ЧС ОАО «Гомельский жировой комбинат», который, в свою очередь, несет ответственность за координацию работ по предупреждению и ликвидации ЧС.

3.20.3. Формы предоставления и распространения экологической информации государственным органам и иным организациям, осуществляющим государственный, ведомственный и общественный контроль, предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об ООС».

Экологическая информация предоставляется и распространяется в устной, письменной, электронной, аудиовизуальной или иной форме.

3.20.4. Инженер по ООС по согласованию с главным инженером представляет информацию о результатах ПЭК и состоянии экологической безопасности на предприятии в государственные органы и иные организации, осуществляющие государственный, ведомственный и общественный контроль в области ООС.

Экологическая информация общего назначения представляется государственным органам и иным организациям, осуществляющим государственный и ведомственный контроль, по их запросу путем обмена такой информацией или ее рассылки.

3.21. Контроль атмосферного воздуха в СЗЗ предприятия, воздуха рабочей зоны осуществляет ГУ «ГГЦГиЭ» согласно заключенному договору.

3.22. Контроль выбросов загрязня­ющих веществ от источников выбросов в атмосферный воздух осуществляется подрядными организациями, аккредитованными на данный вид деятельности в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025 согласно заключенному договору. Результаты инструментальных замеров оформляются протоколами.

Данные инвентаризации источников выбросов инженером по ООС заносятся в журнал по форме ПОД-1 (приложение 3).

3.23. Ежеквартально инженером по ООС производится расчет выбросов загрязняющих веществ на основании количества используемых топлива, материалов, времени работы источников выбросов на основании исходных данных производственных и структурных подразделений, учет которых производится структурными подразделениями путем заполнения журнала по форме ПОД-3 (приложение 4).

3.24. Сточные воды предприятия сбрасываются в городскую канализацию, находящуюся на балансе КУП «Гомельводоканал». Контроль сточных вод осуществляется КУП «Гомельводоканал», питьевой воды – ГУ «ГОЦГЭиОЗ» согласно заключенному договору и графику контроля.

3.25. В случае превышения предельно допустимых выбросов (сбросов) должностные лица производственных и структурных подразделений, в которых выявлены нарушения, несут административную ответственность, устраняют своевременно выявленные нарушения.

3.26. При возникновении чрезвычайных ситуаций работы ведутся по разработанному плану, находящемуся в штабе ГО.

3.27. Периодическая оценка соответствия требованиям НПА и ТНПА в области ООС осуществляется инженером по ООС на основании данных, представляемых структурными и производственными подразделениями, ведущими ПЭК, данных аналитического контроля, обследования объектов ПЭК.

 

4. Объекты производственного экологического контроля

 

4.1. В перечень объектов, подлежащих ПЭК, входят:

– топливо, сырье, материалы, химические вещества, используемые в производстве и иной хозяйственной деятельности;

– методы эксплуатации и управления производственными процессами;

– источники образования отходов при производстве продукции, выполнении работ по ремонту и содержанию оборудования, зданий и сооружений;

– объекты по использованию (обезвреживаниию) отходов, места хранения отходов в производственных подразделениях и по предприятию в целом;

– технологические процессы, источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источники выделения загрязняющих веществ;

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая ГОУ и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, котлоагрегаты, контрольно-измерительные устройства;

– сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения,;

– системы очистки сточных вод, очистные сооружения сточных вод;

– поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;

– подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

– системы повторного использования и оборотного водоснабжения;

– территория предприятия;

– СЗЗ;

– источники воздействия вредных физических факторов;

– земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

– объекты растительного мира;

– системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, регенерации (рециклинга) ОРВ;

– готовая продукция;

– иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

 

5. Планирование и проведение производственного экологического контроля

 

5.1. Порядок организации проведения производственного экологического контроля

5.1.1. Плановый ПЭК осуществляется согласно плану-графику на год, который утверждается главным инженером. Проект плана-графика формируется инженером по ООС с учетом предложений привлекаемых к проведению ПЭК структурных подразделений. В плане-графике указываются лица, проводящие ПЭК, наименования проверяемых подразделений, объекты и вопросы ПЭК, месяц проведения ПЭК и т.д.

5.1.2. В случае выявления нарушений, которые не могут быть устранены в ходе ПЭК в данном подразделении, выдаются предписания с указанием выявленных нарушений и сроками их устранения. Руководителем подразделения при невозможности устранения своими силами нарушений (недостатков) оформляется докладная записка на имя главного инженера с указанием мероприятий по устранению.

5.1.3. Сообщение об устранении в письменном виде передается инженеру по ООС, который при необходимости проверяет устранение на месте и проставляет отметку об устранении. Учет выданных предписаний осуществляет инженер по ООС.

5.1.4. Ежеквартально информация, представляемая подразделениями в актах ПЭК, обобщается в форме отчета службой главного энергетика и представляется для утверждения главному инженеру. В отчете при необходимости указываются мероприятия для внесения в план мероприятий по ООС. Результаты ПЭК ежемесячно рассматриваются на производственных совещаниях.

5.1.5. Инженер по ООС СГЭ осуществляет ПЭК следующими методами:

– обследование производственного участка или определенного сооружения с участием представителя подразделения;

– проведение лабораторных измерений и аналитических исследований силами подрядных организаций;

– изучение и анализ отчетных документов по результатам проведения ПЭК структурными подразделениями на определенных участках.

5.1.6. Для ведения ПЭК инженеру по ООС СГЭ подразделения предприятия представляют следующую документацию:

5.1.6.1. Производственно-техноло­гический отдел:

– технологические инструкции по ведению технологических процессов и выполнению технологических операций производства;

– нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, выбросах и стоках на каждой стадии технологического процесса;

– нормативы образования отходов на единицу продукции (твердых, жидких, газопылеобразных) по каждой стадии технологических процессов;

– полный перечень сырья, материалов, применяемых в производственных процессах, с указанием класса опасности;

– техническую документацию при изменении технологического процесса, применении (внедрении, освоении) новых видов сырья и материалов, постановке на производство новых видов продукции;

– отчеты о выполнении меропри­ятий по ПЭК, государственных контролирующих органов, а также мероприятий, включенных в перспективные, текущие и оперативные планы по предприятию.

5.1.6.2. Служба главного энергетика:

– информация по водопотреблению и водоотведению;

– графики ППР, чистки, промывки сетей;

– отчеты о выполнении меропри­ятий по ПЭК государственных контролирующих органов, а также мероприятий, включенных в перспективные, текущие и оперативные планы по предприятию;

– результаты аэродинамических испытаний вентиляционных систем;

– приказы об ответственности за исправное состояние и эксплуатацию вентиляционных систем и ГОУ;

– отчеты о выполнении меропри­ятий по ПЭК, замечания государственных контролирующих органов, а также мероприятия, включенные в перспективные, текущие и оперативные планы по предприятию.

5.1.6.3. Транспортный участок:

– инструкции по эксплуатации автотранспорта;

– схемы движения и стоянок автотранспорта на территории предприятия с указанием мест погрузочно-разгрузочных работ;

– исходные данные для учета отходов и расчета налогов;

– отчеты о выполнении меропри­ятий по ПЭК, государственных контролирующих органов, а также мероприятий, включенных в перспективные, текущие и оперативные планы по предприятию.

5.1.6.4. Начальники производственных подразделений:

– инструкции по эксплуатации очистных сооружений;

– инструкции по эксплуатации вентиляционных систем и ГОУ;

– графики ППР вентиляционных систем и ГОУ;

– схемы водопотребления и водоотведения вверенных подразделений.

 

Примечание. Раздел «Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды» не приводится, т.к. ОАО «Гомельский жировой комбинат» не включено в перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 мая 2007 г. № 67.

 

5.2. Организация и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды.

Примечание. Содержание раздела формируется с учетом специфики де­ятельности.

5.2.1. Объектами аналитического контроля являются:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов;

– выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов до и после газоочистных установок;

– атмосферный воздух на границе зоны воздействия;

– поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;

– подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

– сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в водные объекты;

– сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в водные объекты до и после очистных сооружений сточных вод;

– сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в системы канализации;

– сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимые в системы канализации до и после локальных очистных сооружений сточных вод;

– земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

– топливо;

– отходы, направляемые на хранение, захоронение, использование и (или) обезвреживание.

5.2.2. Объектами аналитического контроля также является документация по:

– аналитическому контролю в области ООС, рационального использования природных ресурсов;

– отбору проб и проведению измерений в области ООС, включая акты отбора проб и протоколы проведения измерений;

– выполнению измерений на определяемый показатель, включая ТНПА и методики выполнения измерений;

– оценке соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации, ТНПА, паспортов заводов-изготовителей и инструкции по эксплу­атации на данный вид оборудования;

– оценке на основании измерений в области ООС соблюдения нормативов качества окружающей среды; нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду; эффективности природоохранных мероприятий; требований при обращении с отходами; требований ТНПА к составу топлива по содержанию веществ, влияющих на количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сжигании топлива.

5.2.3. При осуществлении аналитического контроля в рамках ПЭК производятся:

– организация мест отбора проб и проведения измерений в соответствии с требованиями, устанавливаемыми НПА, в том числе ТНПА;

– разработка и утверждение плана-графика аналитического контроля в соответствии с требованиями НПА, в том числе ТНПА;

– отбор проб и проведение измерений объектов, указанных в п. 5.2.1;

– ведение документации, указанной в п. 5.2.2;

– оценка результатов осуществления аналитического контроля;

– устранение нарушений, выявленных в результате осуществления аналитического контроля.

5.2.4. Отбор проб и проведение измерений проводятся в отношении объектов аналитического контроля, указанных в п. 5.2.1 и включенных в график аналитического контроля, утвержденный директором.

5.2.5. Результаты отбора проб и проведения измерений оформляются соответствующими актами и протоколами отбора проб и проведения измерений в области ООС.

5.2.6. При осуществлении аналитического контроля в рамках ведомственного ПЭК:

– производится осмотр объектов, технологического или иного оборудования, машин, механизмов, очистных сооружений, находящихся на территории или в помещениях, для определения фактических параметров их работы;

– запрашивается и получается информация о производительности, режиме работы, расходе топлива, сырья и материалов, иных технических особенностях работы объектов, технологического или иного оборудования, машин, механизмов, очистных сооружений, влияющих на отбор проб и проведение измерений в области ООС.

Датой проведения аналитического контроля является дата, указанная в акте отбора проб и проведения измерений в области ООС.

Протокол (протоколы) проведения измерений в области ООС оформляется в срок не позднее трех рабочих дней после завершения всех измерений.

5.2.7. Оценка результатов отбора проб и проведения измерений в области ООС проводится по фактическим значениям измеренных показателей, приведенных в протоколе проведения измерений в области ООС, без учета величин погрешности (неопределенности) измерений, предусмотренных ТНПА (методиками выполнения измерений).

5.3. Организация и осуществление производственного экологического контроля (охрана атмосферного воздуха и озонового слоя).

5.3.1. Производственный экологический контроль атмосферного воздуха.

5.3.1.1. Объекты ПЭК в области охраны атмосферного воздуха и озонового слоя указаны в п. 4.1.

5.3.1.2. Контроль атмосферного воздуха в СЗЗ предприятия, воздуха рабочей зоны осуществляет ГУ «ГГЦГиЭ» согласно заключенному договору.

Периодичность контроля, порядок организации мест отбора проб и проведения измерений определяется схемой производственного лабораторного контроля в СЗЗ.

5.3.1.3. Контроль выбросов загрязняющих веществ от источников выбросов в атмосферный воздух осуществляется подрядными организациями, аккредитованными на данный вид деятельности.

5.3.1.4. Акт инвентаризации источников выбросов разрабатывает подрядная организация, аккредитованная на данный вид работ. Инвентаризация источников выбросов проводится 1 раз в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.

5.3.1.5. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения установлены актом инвентаризации источников выбросов, технологическим регламентом на готовую продукцию, который разрабатывает отдел главного технолога совместно с начальниками производственных подразделений на основании имеющихся документов на сырье и материалы, акта инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ. Технологический регламент отдел главного технолога согласовывает и корректирует с участием соответствующих служб предприятия.

5.3.1.6. Результаты контроля на основании инвентаризации заносятся в журнал учета стационарных источников выбросов и их характеристик ПОД-1 (приложение 3) инженером по ООС.

5.3.1.7. Контроль выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха отражается в журнале учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды ПОД-2 (приложение 5). Журнал заполняется инженером по ООС.

5.3.1.8. Вентиляционные системы по договору с аккредитованной организацией подвергаются проверке на эффективность один раз в три года, пронумерованы и идентифицированы с источниками выбросов.

5.3.1.9. Газоочистные установки по договору с аккредитованной организацией подвергаются ежегодной проверке на эффективность. Результаты испытаний заносятся в протоколы и паспорта на ГОУ.

5.3.1.10. В случае несоответствия фактических результатов испытаний проектным данным составляются ведомости дефектов, СГЭ с начальниками подразделений проводятся работы по устранению несоответствий с последующими испытаниями.

5.3.1.11. Техническое обслуживание ГОУ осуществляется в соответствии с графиком, разработанным СГЭ на основании инструкции по эксплуатации ГОУ и утвержденным руководителем.

5.3.2. Контроль воздуха рабочей зоны

5.3.2.1. Контроль воздуха рабочей зоны производственных подразделений предприятия производится лабораторией ГУ «ГГЦГиЭ» согласно заключенному договору.

5.3.2.2. Схема контроля ежегодно до 31 декабря разрабатывается начальником БОТ, утверждается директором предприятия и согласовывается главным государственным санитарным врачом  г. Гомеля.

5.3.2.3. По результатам обследований комиссия (назначенная для проведения ежеквартального контроля за соблюдением законодательства в области ОТ) производит анализ условий труда. В случае несоответствия комиссией разрабатываются мероприятия по улучшению условий труда с последующим контролем.

5.3.3. Контроль выбросов от мобильных источников

5.3.3.1. ПЭК выбросов от мобильных источников осуществляют специалисты транспортного участка согласно заключенному договору с подрядными организациями с последующим занесением результатов в журналы установленной формы (приложения 6, 7, 8).

5.3.4. Контроль за обращением с озоноразрушающими веществами

5.3.4.1. Контроль за обращением с ОРВ осуществляет  мастер участка водоснабжения и компрессорного оборудования:

– обеспечение ежегодного проведения инвентаризации оборудования, содержащего ОРВ;

– разработка инструкции по эксплу­атации оборудования, содержащего ОРВ;

– контроль за работой оборудования, содержащего ОРВ.

5.4. Организация и осуществление производственного экологического контроля (охрана и рациональное использование вод).

5.4.1. Сточные воды предприятия сбрасываются в горканализацию, находящуюся на балансе КУП «Гомельводоканал». Контроль сточных вод осуществляется лабораторией водоотведения КУП «Гомельводоканал», питевой воды –  ГУ «ГГЦГиЭ» согласно заключенному договору и графику контроля.

5.4.2. Санитарно-гигиенические требования и контроль за качеством очистки сточных вод устанавливается на основании решения Гомельского горисполкома по санитарно-техническим нормам, которые включают в себя предотвращение сброса в сточные воды загрязняющих веществ, технологических и бытовых отходов.

5.4.3. Сменными мастерами подразделений ведется регистрация водопотребления и водоотведения в журналах установленной формы (ПОД-6, ПОД-7), которые хранятся в подразделениях.

5.4.4. Данные приборов учета ежедневно сменными мастерами и машинистами компрессорных установок (артезианские скважины) передаются в СГЭ  для общего учета и расчета экологического налога за использование природных ресурсов из артезианских скважин с глубинным насосом, контроля лимита водопотребления.

5.4.5. Контроль технического состо­яния инженерных сетей и энергетического оборудования проводят начальники структурных подразделений в соответствии с графиками планово-предупредительных ремонтов.

5.4.6. На основании полученных протоколов исследований сточных вод КУП «Гомельводоканал» инженер по ООС заполняет журнал учета качества сточных вод ПОД-8 (приложение 9).

Организация и осуществление производственного экологического контроля (охрана и рациональное использование земель (почв)) (примечание: подраздел отсутствует в связи со спецификой де­ятельности).

5.5. Организация и осуществление производственного экологического контроля (охрана и использование объектов растительного мира, в том числе дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам дикорастущих растений, попадающих под действие международных договоров, охрана лесов, особо охраняемых природных территорий).

5.5.1. ПЭК объектов растительного мира осуществляет должностное лицо, назначенное приказом руководителя предприятия (мастер участка эстетики) в соответствии с действующим законодательством. Инвентаризация зеленых насаждений осуществляется собственными силами или силами  подрядных организаций согласно договору. Учет объектов растительного мира производится мастером участка эстетики в рабочем дневнике (приложение 10).

Организация и осуществление производственного экологического контроля (охрана и использование объектов животного мира) (примечание: подраздел отсутствует в связи со спецификой де­ятельности).

5.6. Организация и осуществление производственного экологического контроля (обращение с отходами).

5.6.1. Контроль за выполнением требований Инструкции по обращению с отходами производства осуществляют производственные и структурные подразделения, участок эстетики, материальный склад, ОМТС, инженер по ООС.

5.6.2. Учет образования и движения отходов ведется в подразделениях по месту их образования и централизованного сбора в соответствии с инструкцией по обращению с отходами производства, общий учет – инженером по ООС на основании ежемесячных полученных данных от производственных подразделений.

5.6.3. На отходы, подлежащие установлению степени опасности,  по заявке предприятия аккредитованной организацией определяется степень опасности отходов и класс опасности в установленном порядке.

5.6.4. Контроль за соблюдением нормативов образования отходов производства производится начальниками производственных и структурных подразделений.

5.6.5. Нормативы образования отходов производства разработаны:

– на основное производство – произ­водст­венно-технологическим отделом с участием представителей производственных подразделений, в которых образуются отходы производства;

– на вспомогательное производство – инженером по ООС с участием руководителей производственных подразделений, в которых образуются отходы производства.

Организация и осуществление производственного экологического контроля (охрана и рациональное использование недр) (примечание: подраздел отсутствует в связи со спецификой деятельности).

 

6. Планирование, разработка и утверждение мероприятий по охране окружающей среды

и контроль за их выполнением

 

Примечание. При формировании содержания текста раздела необходимо  обратить внимание на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2009 г. № 39 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

6.1. Планирование мероприятий по ООС в соответствии требованиями природоохранного законодательства, ТНПА и НПА по вопросам охраны окружающей среды является одной из функций управления ООС.

6.2. Для решения задач по ООС осуществляется перспективное, текущее и оперативное планирование.

6.3. Перспективные планы составляются на срок 2–5 лет. Основанием для внесения определенных мероприятий в перспективные планы является анализ выявленных несоответствий по:

– отчетным документам ПЭК, функционирующим на предприятии;

– предписаниям и рекомендательным материалам государственных органов контроля;

– введению в действие новых ТНПА и НПА по вопросам ООС;

– предложению структурных подразделений по улучшению функционирования предприятия, а также технического состояния объектов производственной деятельности предприятия.

6.4. Для определения необходимости выполнения мероприятий инженер по ООС периодически в течение текущего года рассматривает и производит анализ документации и разрабатывает проект плана мероприятий на последующие годы.

6.5. Текущее планирование мероприятий производится при необходимости выполнения мероприятий, требующих незначительных финансовых затрат, но обязательных к исполнению в кратчайшие сроки. Предложения о необходимости выполнения таких мероприятий инженер по ООС представляет главному инженеру на рассмотрение и анализ. После утверждения вышеуказанных мероприятий (приложение 11) инженер по ООС выдает их исполнителям и далее контролирует их выполнение в указанные сроки с привлечением должностных лиц подразделений.

6.6. Оперативное планирование мероприятий выполняется начальником подразделения, получившим предписание о несоответствии либо докладную записку.

При разработке мероприятий силами подразделения начальник подразделения определяет сроки выполнения, ответственных исполнителей и ведет оперативный контроль за их выполнением.

После истечения срока выполнения или окончания работ начальник подразделения предоставляет инженеру по ООС СГЭ отчет о выполнении каждого мероприятия.

6.7. Контроль за выполнением мероприятий перспективного и текущего планирования инженер по ООС проводит методом периодического обследования по отчетам ответственных исполнителей по истечении сроков выполнения, а также в ходе ПЭК.

 

7. Учет и отчетность в области охраны окружающей среды

Перечень учетной документации и государственной статистической отчетности, ее ведение и предоставление осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов: постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 (в ред. постановления Минприроды от 31.12.2010 № 62) «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды».

Примечание. Перечень учетной документации и государственной статистической отчетности оформляется в виде приложения к Инструкции по осуществлению производственного экологического контроля.

 

8. Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов

 

8.1. Порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера изложен в плане ликвидации ЧС предприятия, который разрабатывается начальником режимно-секретного органа – инженером ГО.

8.2. При выявлении случаев превышения нормативов в области охраны окружающей среды, обнаруженных при плановых или внеплановых проверках, инженер по ООС  подает докладную записку главному инженеру и выдает предписание в любой форме начальнику подразделения, где выявлены нарушения, с указанием сроков устранения нарушений.

8.3. После устранения нарушений в установленные сроки проводится внеочередной контроль.

8.4. В случае невозможности устранения нарушений в установленные сроки начальник подразделения направляет докладную записку главному инженеру  о переносе срока окончания работ по устранению нарушений, инженер по ООС проводит внеочередной контроль.

 

9. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством

 

9.1. Работники, осуществляющие работу по производственному экологическому контролю (см. п. 3), проходят обучение на курсах повышения квалификации в органах управления и контроля Республики Беларусь в области ООС не реже 1 раза в 3 года, а также в следующих случаях:

– при принятии на работу в БОТ;

– при изменении или вводе ТНПА и НПА  в области ООС;

– при введении в действие новых систем управления ООС;

– по требованию государственных органов контроля в области ООС.

Примечание. Перечень профессий рабочих, специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам ООС, с указанием периодичности такой проверки, утверждается главным инженером на основании представления инженера по ООС с учетом перечня работ, являющихся объектами ПЭК.

Работники, занятые на работах, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, подлежат профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке в области ООС с периодичностью 1 раз в 3 года.

9.2. Периодичность или необходимость обучения определяется инженером по ООС с учетом:

– введения новых ТНПА и НПА  по ООС;

– по требованию государственных органов контроля.

9.3. Рабочие при допуске к самостоятельной работе проходят проверку знаний по вопросам ООС комиссией по проверке знаний подразделения в объеме требований инструкций по ОТ.

9.4. Все работники предприятия, а также работники подрядных организаций при поступлении на работу проходят вводный инструктаж, содержащий раздел «ООС».

9.5. Повторные инструктажи рабочие проходят в подразделении по разработанной инструкции по ООС совместно с инструктажами по ОТ не реже 1 раза в 6 месяцев с заполнением журнала по форме приложения 2.

9.6. Внеплановый инструктаж рабочие проходят в подразделении в следу­ющих случаях:

– по требованию государственных органов контроля;

– по решению БОТ или инженера по ООС при обнаружении недостаточности знаний у работника;

– при грубом нарушении работником требований законодательства и инструкций.

9.7. Обучение должностных лиц, руководителей и ИТР подразделений проводят работники БОТ совместно с инженером по ООС или привлекают государственные организации Министерства природных ресурсов и охраны окружа­ющей среды Республики Беларусь.

 

Приложение 1

Форма предписания о нарушении

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 по охране окружающей среды

________________________________________________________________________________________

(наименование организации)

от  «_______» _________________ 20 ___ г.

 

Начальнику подразделения –

лицу, ответственному за охрану окружающей среды

Срок исполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Предписание выдал   ___________________________________________

(должность, фамилия, подпись)

Предписание получил  __________________________________________

(должность, фамилия, подпись)

 

«_____»  __________________ 20 ____ г.

 

Примечание:

1. Оформляется в 2 экз., первый – исполнителю, второй – хранится в СГЭ.

2. Исполнение   уведомляется письменно  с указанием принятых мер.

 

СООБЩЕНИЕ

 

О выполнении предписания от  «______» _____________________ 20 ____ г.

 

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

 

Руководитель подразделения  ________________________________________________

(должность, подпись, инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ЖУРНАЛ

регистрации инструктажей по охране окружающей среды

 

Обложка

 

________________________________________________________________________________________

(наименование  структурного подразделения организации)

________________________________________________________________________________________

 (цех, участок, отдел, лаборатория и др.)

 

Начат _____________________

Окончен___________________

 

 

 

 

№ п/п

 

 

Дата прове-дения инструк-тажа

Фамилия, инициалы лица, прошедшего инструктаж

Профессия (должность) работника, прошедшего инструктаж

 

 

 

Вид инструк-тажа

 

Причина проведе-ния внеплано-вого инструктажа

Фамилия, инициалы должностного лица, проводившего инструктаж

Подпись

 

Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись, дата)

 

лица, прошедшего инструктаж 

должностного лица, проводившего инструктаж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

          
          

 

 

Приложение 3

 

Образец ярлыка и титула формы ПОД-1

 

Форма ПОД-1

 

ЖУРНАЛ

УЧЕТА СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИК

за 20____– 20____ годы

 

организация __________________________________________________________________________

 

цех (участок) _________________________________________________________________________

 

количество стационарных источников выбросов _____,

 

из них организованных ______

 

количество стационарных источников выбросов, оснащенных газоочистными установками ______

 

Начат «__» ___________ 20___ г.   Окончен «__» ___________ 20___ г.

 

Настоящий журнал состоит из ______ листов.

Образец четных страниц формы ПОД-1

 

_________________________________________________________________________________________________

наименование источника выделения (группы источников выделения, количество источников выделения в группе)

 

Стационарный источник выбросов включен / не включен в систему локального мониторинга окружающей

                                                          (ненужное зачеркнуть)

среды с ______ г.

 

Дата отбора проб и испытаний выбросов

Режим работы технологического оборудования

Время работы источника выделения или группы источников выделения, часов в сутки

 

 

Место и точка отбора проб

Параметры газовоздушной смеси на выходе

из источника выделения

 

Наименование загрязняющего вещества

 

температура, °С

давление (разрежение), кПа

скорость газа, м/с

влажность газа,

г/нм3 сухого газа

объем газовоздушной смеси, нм3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

          
          
и далее до конца (линовка через 16 пунктов)

 

Образец нечетных страниц формы ПОД-1

 

Номер стационарного источника выброса,

согласно карте-схеме организации ___________

Номер вентиляционной системы             неорганизованный, организованный              

(ненужное зачеркнуть)

высота ___ (м) диаметр ____ (м) длина ______ (м) площадь ____ (м2)

ширина ________ (м)

 

Средняя концентрация загрязняющего вещества, мг/нм3

Установленный норматив выбросов, г/с

Выброс загрязняющего вещества

Наименование методики определения выбросов загрязняющего вещества

Фамилия инициалы, подпись

г/с

тонн/сутки

11

12

13

14

15

16

      
      
и далее до конца (линовка через 16 пунктов)

 

 

 

Проверил ____________________        ___________________

(должность, подпись)        (инициалы, фамилия)

«__» ______________ 20___ г.

 

 

 

 

Приложение 4

Образец ярлыка и титула формы ПОД-3

 

Форма ПОД-3

 

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ВРЕМЕНИ И РЕЖИМА РАБОТЫ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ И ГАЗООЧИСТНЫХ УСТАНОВОК

за 20____ – 20____ годы

организация __________________________________________________________________________

цех (участок) _________________________________________________________________________

 

Начат «__» ___________ 20___ г.               Окончен «__» ___________ 20___ г.

Настоящий журнал состоит из ______ листов.

 

Образец 2-й, 3-й страниц формы ПОД-3

 

Таблица 1

Дата

01.01.20__

01.01.20__

01.01.20__

Всего источников выделения   
Всего стационарных источников выбросов   
из них оснащенных газоочистными установками   
Всего количество аппаратов газоочистки   
Всего выведено из эксплуатации   
Всего введено в эксплуатацию   

 

Таблица 2

 

Номер

Наименование источника выделения или группы источников выделения

Наименование ГОУ

Количество аппаратов ГОУ

Дата

 

№ п/п

стационарного источника выбросов

вентиляционной системы

регистрационный

вывода из эксплуатации ГОУ

ввода в эксплуатацию ГОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

         
         
         
и далее до конца (линовка через 16 пунктов)

 

 

 

 

 

 

 

Образец четных страниц формы ПОД-3, начиная со страницы 4

 

Год ____ Месяц __________________

Таблица 3

 

 

№ п/п

Номер стационарного источника выбросов

Наименование источника выделения или группы источников выделения. Режим работы

Номер вентиляционной системы

Число часов работы в сутки

 

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

12

 

 

13

 

 

14

 

 

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

                   
                   
и далее до конца (линовка через 16 пунктов)

 

 

Проверил ___________________          ___________________

(должность, подпись)                               (инициалы, фамилия)

«__» ______________ 20___ г.

 

Образец нечетных страниц формы ПОД-3, начиная со страницы 5

 

Число часов работы в сутки

Время простоя ГОУ, часов

Причины простоя ГОУ

 

Примечание

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

за месяц

всей ГОУ

отдельных аппаратов (агрегатов)  работающей ГОУ

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

                     
                     
и далее до конца (линовка через 16 пунктов)

 

 

Проверил ___________________          _______________________

(должность, подпись)             (инициалы, фамилия)

«__» ______________ 20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Образец ярлыка и титула формы ПОД-2

 

Форма ПОД-2

 

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

организация __________________________________________________________________________

 

 

Начат «__» ___________ 20___ г.   Окончен «__» ___________ 20___ г.

 

Настоящий журнал состоит из ______ листов.

 

Образец четных страниц формы ПОД-2

 

Наименование промышленного производства и технологического оборудования

Наименование мероприятия

Сроки выполнения мероприятия

Стоимость выполнения мероприятия, тыс. руб. (в текущих ценах)

Источники финансирования

Фактически освоено финансовых средств на 01.01.20_, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

      
      
      
и далее до конца (линовка через 16 пунктов)
Всего

х

х

х

х

х

В том числе капитальных вложений

х

х

х

х

х

 

 

 

Составил ___________________                      ___________________

(должность, подпись)                                        (инициалы, фамилия)

 

Проверил __________________                        ___________________

(должность, подпись)                          (инициалы, фамилия)

 

«__» ______________ 20___

 

 

 


Образец нечетных страниц формы ПОД-2

 

 

 

Количество фактически освоенных финансовых средств, тыс. руб.

Наименование загрязняющего вещества (наименование отхода)

Уменьшение количества выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов после проведения мероприятия, тонн с нарастающим итогом

 

 

Дата и номер акта о выполнении (внедрении) мероприятия

по месяцам текущего года

 

за год

по кварталам

текущего года

январь

февраль

март

ап-рель

май

июнь

июль

август

сентябрь

ок-тябрь

ноябрь

декабрь

I

II

III

IV

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

                   
                   
и далее до конца (линовка через 16 пунктов)
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   


Приложение 6

 

ЖУРНАЛ

записи результатов проверок автомобилей на содержание

окиси углерода и углеводородов

 

 

 

Дата измерения

 

Модель автомобиля

 

 

Государственный номер автомобиля

Содержание вредных выбросов в отработавших газах

 

Личная подпись

 

Расшифровка подписи

 

 

Примечание

до регулировки

после регулировки

окись углерода

углеводороды

окись углерода

углеводороды

n min

n пов

n min

n пов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

            
            
            
            
            
            

 

 

Примечание: содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала, установленных предприятием-изготовителем: минимальной (n min) и повышенной (n пов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 7

 

ЖУРНАЛ

записи результатов проверок дизельных автомобилей

на дымность

 

 

 

Дата измерения

 

Марка автомобиля

 

Госномер автомобиля

Результаты измерений дымности

 

 

 

Подпись

 

 

 

Примечание

до регулирования

после регулирования

режим свободного ускорения

режим максимальной частоты вращения вала

режим свободного ускорения

режим максимальной частоты вращения вала

 

1

 

2

 

3

 

4

среднее арифметическое

 

1

 

2

 

3

 

4

среднее арифметическое

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Приложение 8

Образец ярлыка и титула формы ПОД-11

 

Форма ПОД-11

ЖУРНАЛ

учета мобильных источников выбросов

организация __________________________________________________________________________________________________________

цех (участок) ____________________________________________________________________________________

Начат «__» ___________ 20___ г.               Окончен «__» ___________ 20___ г.

 

Настоящий журнал состоит из ______ листов.

 

Образец всех страниц формы ПОД-11

 

Данные за 20___ год

 

 

 

 

 

Наименование группы мобильных источников

выбросов

Количество единиц мобильных источников выбросов

 

 

Использовано топлива, тонн в год (тыс.м3/год)

Количество мобильных источников выбросов со сроком эксплуатации / количество использованного топлива

Количество мобильных источников выбросов, соответствующих Правилам ЕЭК ООН (стандарт евро, экологический класс)

 

 

всего на учете

 

из них работающих

 

 

до 3 лет

 

 

от 3 до 7 лет

 

 

от 7 до 10 лет

 

 

свыше 10 лет

не сертифицированы, экологический класс 1

евро-2, экологический класс 2

евро-3, экологический класс 3

евро-4, экологический класс 4

евро-5, экологический класс

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Легковые и специальные на их базе            
в том числе:

работающие на газе

(сжиженный, сжатый)

x

x

          

x

x

          
бензине

x

x

          
дизельном топливе

x

x

          
Грузовые и специальные на их базе            
в том числе:

работающие на газе

(сжиженный, сжатый)

x

x

          

x

x

          
бензине

x

x

          
дизельном топливе

x

x

          
Автобусы            
в том числе:

работающие на газе

(сжиженный,

сжатый)

x

x

          

x

x

          
бензине

x

x

          
дизельном топливе

x

x

          
Мотоциклы       

x

x

x

x

x

в том числе:            
работающие на бензине

x

x

     

x

x

x

x

x

дизельном топливе

x

x

     

x

x

x

x

x

Строительная техника       

x

x

x

x

x

в том числе:

работающие на бензине

x

x

     

x

x

x

x

x

дизельном топливе

x

x

     

x

x

x

x

x

Сельскохозяйственные машины       

x

x

x

x

x

в том числе:

работающие на бензине

x

x

     

x

x

x

x

x

дизельном топливе

x

x

     

x

x

x

x

x

Железнодорожные транспортные средства       

x

x

x

x

x

в том числе:

работающие на бензине

x

x

     

x

x

x

x

x

дизельном топливе

x

x

     

x

x

x

x

x

Речные суда       

x

x

x

x

x

в том числе:

работающие на бензине

x

x

     

x

x

x

x

x

дизельном топливе

x

x

     

x

x

x

x

x

Воздушные суда       

x

x

x

x

x

в том числе:

работающие на бензине

x

x

     

x

x

x

x

x

дизельном топливе

x

x

     

x

x

x

x

x

 

Проверил ____________________________                 _____________________

(должность, подпись)                                     (инициалы, фамилия)

 

«__» ____________ 20___ г.


Приложение 9

 

Образец ярлыка и титула формы ПОД-8

 

Форма ПОД-8

 

ЖУРНАЛ

учета качества сбрасываемых сточных вод

за 20___ – 20___ годы

 

организация __________________________________________________________________________

 

цех (участок) _________________________________________________________________________

 

Начат «__» ___________ 20___ г.   Окончен «__» ___________ 20___ г.

 

Настоящий журнал состоит из ______ листов.

 

Образец всех страниц формы ПОД-8

 

 

Дата, место

взятия пробы

Наименование загрязняющего вещества

Концентрация загрязняющего вещества, мг/л

Расход сточных вод за учетный период, м3/сут., мес., год

Количество сбрасываемого загрязняющего вещества за учетный период, кг/сут., мес., год

 

Подпись

1

2

3

4

5

6

      
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

 

РАБОЧИЙ ДНЕВНИК

учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий в границах населенного пункта

 

Наименование юридического лица__________________________________________________

Местонахождение юридического лица_______________________________________________

Наименование озелененной территории, в границах которой проведены работы по учету объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий, и обращения с ними______________________________

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

Дата записи

Номер участка учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий

Наименование объекта растительного мира

 

 

 

Наименование породы

 

Тип посадки объекта растительного мира

 

 

Учетный номер объекта растительного мира

Параметры объекта растительного мира, м

Площадь, занятая объектом растительного мира (за исключением площади вертикального озеленения), м2

 

 

 

Площадь вертикального озеленения, м2

Качественное состояние в соответствии с критериями оценки объекта растительного мира

диаметр

 

высота

 

ширина

 

длина

 

хорошее

 

удовлетворительноеплохое

 

ненадлежащее (аварийное)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

                
                
                
                

 

Таблица 2

Баланс озелененной территории

м2

%

Площадь земельного участка или водного объекта, в границах которых выполнялись работы по учету объектов растительного мира  
в том числе:

площадь, занятая объектами растительного мира (за исключением площади вертикального озеленения):

деревьями

  
кустарниками  
цветниками  
газонами  
живой изгородью  
площадь вертикального озеленения  

Таблица 3

 

 

№ п/п

 

 

Мероприятия по сохранности объектов растительного мира на период с _____по_____20___ г.

Периодичность выполнения мероприятий по сохранности объектов растительного мира

Количественные показатели выполнения мероприятий по сохранности объектов растительного мира

шт.

пог. м

м2

1

1.1

1.2

1.3

Мероприятия по достижению норматива в области озеленения:

подготовка территории для посадки объектов растительного мира

посадка деревьев, кустарников, в т.ч. в виде живой изгороди, создание газона, цветников, вертикального озеленения

иное

    

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.4.1

2.4.2

2.4.3

2.5

2.5.1

2.5.2

2.5.3

2.5.4

2.5.5

Мероприятия по охране, защите, содержанию объектов растительного мира:

устройство приствольных лунок

полив объектов растительного мира

внесение удобрений

обрезка растений:

санитарная

омолаживающая

формовочная

санитарно-профилактические мероприятия:

уборка опавшей листвы

скашивание газона

уборка мусора

борьба с вредителями

иное

    

3

Иное    

 

Таблица 4

Произведенное действие в отношении объекта растительного мира (удаление или пересадка)

Дата удаления, пересадки объекта растительного мира

Параметры удаленного, пересаженного объекта растительного мира

 

Номер участка учета объектов растительного мира

Учетный номер удаленного, пересаженного объекта растительного мира

Вид (порода) удаленного, пересаженного объекта растительного мира

Качествен-ное состояние удаленного, пересаженногог объекта растительного мира на момент его удаления, пересадки

Основание для удаления, пересадки объекта растительного мира, в т.ч. дата, номер разрешения местного исполнительного и распорядительного органа

Место пересадки объекта растительного мира, в т.ч. номер участка учета объектов растительного мира, на который он пересажен*

диаметр, см

 

высота, м

 

ширина, м

 

длина, м

 

площадь, м2

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

             

____________________________________

*Сведения указываются в случае пересадки объекта растительного мира

Приложение 11

 

План мероприятий по охране окружающей среды

и рациональному использованию природных ресурсов

 

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Источник финансирования

Планируемые затраты, млн руб.

Срок

внедрения

Ответственный исполнитель

 

Примечания

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

Главный энергетик      ___________________        _____________________

(подпись)                             (инициалы, фамилия)

 

Инженер по ООС         ___________________        _____________________

(подпись)                            (инициалы, фамилия)

 

Комментарии запрещены.