[Google]

Рубрики

Методические рекомендации по порядку проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценке профессиональных рисков в области охраны труда

 

 

Методические     рекомендации

по порядку проведения работ,  связанных с

идентификацией опасностей и оценке

профессиональных рисков в   области

охраны труда

 

Для реализации установленных законодательством прав работников на охрану труда в соответствии с требованиями ст.13 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда», работодатель (наниматель, командир, начальник) обязан разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий
по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.

В целях выполнения пункта 1.2.2 мероприятий по реализации Целевой программы по улучшению условий и охраны труда
в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 16 сентября 2010 г. № 21 предлагается порядок проведения работ по оценке рисков в области охраны труда при разработке и (или) внедрении системы управления охраной труда (далее – СУОТ).

Предложенный порядок проведения работ по оценке рисков
в области охраны труда не следует рассматривать как единственно возможный, поэтому могут быть внесены корректировки, обусловленные характером деятельности воинской части, организации Вооруженных Сил (далее – воинская часть), ее размерами, сложностью процессов, масштабами рисков.

Методические рекомендации по порядку проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценкой профессиональных рисков в области охраны труда разработаны в развитие
СТБ 18001 – 2009 «Системы управления охраной труда. Требования»
и устанавливают порядок проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценке профессиональных рисков в области охраны труда при разработке и (или) внедрении СУОТ воинской части.

 

 

Методические рекомендации по порядку проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценке профессиональных рисков в области охраны труда

 

Введение

 

Организации все более заинтересованы в достижении и демонстрации весомой результативности охраны труда за счет управления рисками в соответствии с политикой и целями в области охраны труда.

В настоящих методических рекомендациях предлагается порядок проведения работ по оценке рисков в области охраны труда при разработке и (или) внедрении СУОТ.

Предложенный порядок проведения работ по оценке рисков в области охраны труда не следует рассматривать как единственно возможный, поэтому могут быть внесены корректировки, обусловленные характером деятельности воинской части, ее размерами, сложностью процессов, масштабами рисков.

Методические рекомендации разработаны в развитие СТБ 18001 и устанавливают порядок проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценке профессиональных рисков в области охраны труда при разработке и (или) внедрении СУОТ воинской части.

Настоящие методические рекомендации распространяются на воинские части всех форм собственности.

 

         Нормативные ссылки. Термины и определения

 

В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки и применяют термины, установленные в:

Законе Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Законе Республики Беларусь «Об охране труда»;

СТБ 18001-2009 Системы управления охраной труда. Требования;

СТБ 18002-2009 Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2009;ГОСТе 12.0.002-2003 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения;

ГОСТе 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация;

Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа, и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175;

Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 и других.

 

Общие положения

В соответствии с требованиями СТБ 18001 воинская часть должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и разрабатывать необходимые меры по управлению рисками.

Процедуры идентификации опасностей и анализа рисков должны гарантировать:

- идентификацию опасностей;

- оценку рисков;

- управление рисками;

- анализ предпринятых мер управления рисками.

Процесс идентификации опасностей и оценки рисков представлен на рисунке 1.

Определение источников опасностей (опасные производственные объекты, виды производственной деятельности, продукция, услуги, профессии, оборудование, подрядные работы и др.)

Идентификация

опасностей

Количественная оценка

рисков

Определение

допустимости рисков

Разработка мер (мероприятий)

по управлению рисками

Анализ эффективности разработанных

мероприятий по управлению рисками

 

Рисунок 1 – Процесс идентификации опасностей и оценки рисков

         Идентификация опасностей осуществляется с целью выявления и четкого описания всех опасностей по всем видам деятельности воинской части, включая плановую и внеплановую деятельность, для дальнейшей оценки и управления рисками.

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:

ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые приводили либо потенциально могут приводить к травме или  профессиональному заболеванию работника;

причины возникновения потенциальной травмы или заболевания, связанные с выполняемой работой, продукцией или услугой;

сведения об имевших место травмах, профессиональных заболеваниях.

Необходимо оценивать как нормальные условия труда, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями.

Идентификация опасностей производственной деятельности должна включать рассмотрение:

организации работ, включая безопасность их выполнения;

проектирования безопасных рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (зданий и помещений);

организации размещения, хранения, разделки, разрядки и уничтожения боеприпасов;

характеристик производственных помещений и классов зон производственных помещений по взрывопожарной и пожарной опасности;

характеристик приобретаемых воинской частью товаров и услуг.

Нецелесообразно излишне усложнять процедуру идентификации опасностей, оценки рисков и управление рисками. Степень сложности этих процедур в значительной степени зависит от специфики деятельности воинской части, ее размеров, характера и масштаба рисков.

 

Описание последовательности и этапов выполнения процесса идентификации опасностей и оценки рисков

 

1. Определение источников опасностей

 

1.1. Идентификация опасных производственных объектов

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» идентификация опасных производственных объектов осуществляется воинской частью, эксплуатирующей эти объекты по согласованию с государственным надзором.

Регистрация в государственном реестре опасных производственных объектов с выдачей воинской части свидетельства о регистрации проводится территориальными управлениями Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Госпромнадзор), для потенциально-опасных объектов военного назначения.

1.2. Определение профессий, видов производственной деятельности, продукции, услуг, подрядных работ

Перечень профессий, видов производственной деятельности, эксплуатируемого оборудования, подрядных работ, связанных с опасностями, определяется на основании следующей информации и документов:

общие сведения об эксплуатируемых машинах и механизмах, качественные характеристики находящихся на хранении  материальных средствах, о выпускаемой продукции и используемой технологии (технологические регламенты, технологические инструкции на выпускаемую продукцию);

организационная структура воинской части;

штатное расписание;

идентифицированный перечень опасных производственных объектов (разрабатывается воинской частью, эксплуатирующей эти объекты по согласованию с госнадзором; регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется территориальными управлениями госнадзора, для потенциально-опасных объектов военного назначения);

перечень профессий, к которым предъявляются требования по охране труда, исходя из специфики выполняемых работ (разрабатывается в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа, и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175);

паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда (оформляется в соответствии с Инструкцией по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 11);

карты условий труда на рабочих местах (заполняется в соответствии с Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35);

перечень работ повышенной опасности, проводимых по наряду-допуску;

перечень газоопасных работ;

инструкции по охране труда, инструкции по требованиям безопасности, инструкции по мерам пожарной безопасности, рабочие инструкции;

перечень опасных веществ (сырье, материалы, химические реагенты, продукция, полуфабрикаты), используемых в данной воинской части;

классификация опасных и вредных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003);

результаты лабораторного контроля за условиями труда на рабочих местах;

документы расследования несчастных случаев на производстве и статистической отчетности о временной нетрудоспособности, травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях (в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. №5/3 «Об установлении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») и другие.

 

2. Идентификация опасностей

 

2.1. При идентификации опасностей для каждой профессии согласно штатному расписанию осуществляется формирование реестра опасностей с указанием:

наименования подразделения;

наименования профессии;

видов опасностей.

2.2. Опасности по природе воздействия подразделяются на следующие группы:

физические;

химические;

биологические;

психофизиологические.

2.3. Физические опасности связаны с движущимися машинами и механизмами, незащищенными подвижными частями производственного оборудования, уровнем шума, вибрации, инфразвуковых колебаний, ультразвука, повышенной или пониженной влажностью, подвижностью, ионизацией воздуха, повышенным уровнем статического электричества, электромагнитных излучений, электрического и магнитного поля, недостаточной освещенностью рабочей зоны, пониженной контрастностью освещения, повышенной яркостью, пульсацией светового потока, наличием острых кромок, заусенцев и шероховатостью на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования, расположением рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола) и др.

2.4. Химические опасности связаны с воздействием на организм человека вредных веществ, влияющих на репродуктивную функцию, обладающих токсическими, раздражающими, канцерогенными, сенсибилизирующими, мутагенными свойствами.

2.5. Биологические опасности связаны с воздействием на организм человека патогенных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибов и др.), растений, животных.

2.6. психофизиологические опасности подразделяются на физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

2.7. При идентификации опасностей в зависимости от осуществляемого вида деятельности необходимо определить перечень работ, входящих в осуществляемый вид деятельности.

2.8. При идентификации опасностей необходимо рассматривать не только опасности и риски от деятельности, выполняемой своим персоналом, но и опасности и риски, возникающие от деятельности подрядчиков и командированного персонала (посетителей), а также от использования продукции и услуг, поставленных другими организациями.

2.9. По результатам идентификации опасностей формируется реестр опасностей воинской части.

 

3. Оценка рисков

 

3.1. Оценка всех выявленных опасностей осуществляется с целью установления рисков, которые представляют наибольшую опасность и требуют управления. Все идентифицированные риски оцениваются с учетом:

статистических данных по несчастным случаям;

экспертных оценок надежности оборудования;

результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

интенсивности и частоты осуществляемой деятельности.

3.2. Для оценки рисков воинская часть разрабатывает методику оценки рисков. Сложность методики оценки рисков зависит от характера и масштабов рисков воинской части.

Метод оценки рисков по вероятности возникновения и серьезности последствий приведен в приложении А.

3.3. Результаты оценки рисков, проведенных согласно
приложению А, оформляются в виде карт анализа рисков произвольной формы с обязательным отражением в них:

вида деятельности;

идентифицированной опасности;

дополнительных лиц, подвергающихся риску (подрядчик, командированный и (или) личный состав, посетитель, персонал);

имеющейся системы контроля и реагирования;

рекомендуемых действий;

срока выполнения.

3.4. Риски по уровню значимости классифицируются на:

низкие;

умеренные;

существенные.

3.5. Для существенных рисков в обязательном порядке разрабатываются мероприятия по их управлению.

Данные мероприятия могут быть связаны с:

производственным оборудованием;

осведомленностью и обучением персонала;

процедурами по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования, ликвидации аварийных ситуаций, предотвращения несчастных случаев и др.

3.6. После выполнения разработанных мероприятий проводится повторная оценка рисков с учетом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.

3.7. Для оценки рисков может применяться метод FMEA (метод анализа видов и последствий отказов (дефектов), пример которого приведен в приложении Б.

3.8. Результаты оценки рисков с помощью FMEA заносятся в бланк оценки рисков (приложение В).

3.9. Заполненные графы 1 – 8 бланка для оценки рисков являются информацией, по которой в графе 9 определяется итоговый результат (степень приоритетности риска). С учетом полученных оценок составляется план корректирующих действий (графы 10 – 12). После реализации корректирующих действий проводится переоценка каждого фактора, полученные результаты необходимо отразить в графах 13 – 17.

3.10. Метод оценки рисков с помощью FMEA позволяет произвести количественную оценку рисков и объективно выявить те риски, которые являются недопустимыми.

3.11. Все идентифицированные риски подлежат управлению. Меры управления могут быть технического характера (использование средств коллективной и индивидуальной защиты, ограничение контакта с движущимися и вращающимися частями оборудования и др.) и организационного характера (создание систем оповещения о возникшей опасности, разработка планов действий в аварийных ситуациях, включая обучение, тренировки и др.).

3.12. Метод оценки рисков по вероятности возникновения и серьезности последствий является менее сложным, чем метод оценки рисков с помощью FMEA, и рекомендуется для воинских частей, имеющих большое количество идентифицированных опасностей, а также для воинских частей, имеющих статистические данные о несчастных случаях и травматизме за длительный период времени.

метод оценки рисков с помощью FMEA рекомендуется для воинских частей, имеющих малое количество идентифицированных опасностей, а также для воинских частей, не имеющих статистических данных о несчастных случаях и травматизме.
Приложение А

(справочное)

Метод оценки рисков по вероятности возникновения и

серьезности последствий

 

А.1  Все идентифицированные опасности оцениваются с целью определения рисков, которые представляют наибольшую опасность и требуют управления. Риски, признанные недопустимыми, используются как исходные данные для разработки целей в области охраны труда.

Оценка рисков определяется по формуле

R = P x S,                                       (А.1)

где  R – риск, балл;

P – вероятность возникновения опасности, балл;

S – серьезность последствий воздействия опасности, балл.

А.2 Вероятность воздействия опасности P определяют по таблице А.1.

 

Таблица А.1 – Оценка вероятности возникновения

опасности P

 

Значение Р, балл

Вероятность

Описание

1

минимальнаяВероятность возникновения является незначительной. Практически невозможно предположить, что подобный фактор может возникнуть

2

умереннаяВероятность возникновения остается низкой. Подобного рода условия возникают в отдельных случаях, но шансы для этого невелики

3

существеннаяВероятность возникновения находится на среднем уровне. Условия для этого могут реально и неожиданно возникнуть

4

значительнаяВероятность возникновения является высокой. Условия для этого возникают достаточно регулярно и/или в течение определенного интервала времени

5

очень высокаяВероятность возникновения остается очень высокой. Условия обязательно возникают на протяжении достаточно продолжительного промежутка времени (обычно в условиях нормальной эксплуатации)

При отсутствии статистических данных оценка вероятности возникновения опасности может осуществляться по таблице 1 (по качественным характеристикам).

Более точной оценкой является оценка с использованием количественных характеристик (количество случаев на определенное количество операций или в год (годы) работы).

Оценка вероятности возникновения опасности с использованием количественных характеристик приведена в таблице А.2.

 

Таблица А.2 – Оценка вероятности возникновения опасности P с использованием количественных характеристик

 

Значение Р, балл

Вероятность

Количество случаев на операцию

Количество случаев в год (годы) работы

1

минимальнаяменьше 1 случая на каждые 10 000 операций1 случай за 10 лет работы

2

умереннаяменьше 1 случая на каждые 1000 операций1 случай за каждый год работы

3

существеннаяменьше 1 случая на каждые 100 операций1 случай за каждый месяц работы

4

значительнаяменьше 10 случаев на каждые 100 операций1 случай каждую неделю работы

5

очень

высокая

один случай на каждую операцию1 случай каждый рабочий день

 

 

А.3 Серьезность последствий воздействия опасности S определяют по таблице А.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица А.3 – Оценка серьезности последствий воздействия

опасности S

 

Значение S,

балл

Последствия

воздействия

опасности

Описание

Работник

Материал, ценности, производственная среда

1

минимальныеНезначительное воздействие, первая медицинская помощь, микротравмыНезначительное воздействие на оборудование или ход работы

2

умеренныеУгроза жизни отсутствует, оформление формы Н-1, потеря трудоспособности сроком более 1 дняДля устранения повреждений необходима дополнительная помощь или приостановка работы

3

существенныеПрисутствует потенциальный риск для здоровья, тяжелая травмаНеобходимо значительные материальные вложения для устранения последствий

4

значительныеТяжелые групповые травмыСущественное воздействие на оборудование и ход работ

5

катастрофическиеЛетальный исходЗначимый ущерб для оборудования и окружающей среды

 

 

А.4 Исходя из значений Р и S определяется уровень значимости рисков по матрице классификации рисков (таблица А.4). Риски по уровню значимости классифицируются на:

низкие;

умеренные;

существенные.

 

Таблица А.4 – Матрица классификации рисков

Значение S*, балл

Риск R, балл

Р** = 1

Р** = 2

Р** = 3

Р** = 4

Р** = 5

5

5

10

15

20

25

4

4

8

12

16

20

3

3

6

9

12

15

2

2

4

6

8

10

1

1

2

3

4

5

 *По таблице А.3.

**по таблице А.2.

Примечание – Выделения, принятые в таблице:

- низкие риски;

- умеренные риски;

- существенные риски.

 

А 4.1 К низким рискам (R<6) относятся потенциальные риски при ежедневной работе на рабочем месте. Риски с таким уровнем рассматриваются как приемлемые при наличии мер по управлению ими (инструктаж по охране труда).

А 4.2 К умеренным рискам (R=6 – 12) относятся риски, при которых присутствует потенциальная угроза здоровью персонала и/или нанесение ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматриваются как приемлемые при наличии достаточных мер по управлению ими и требуют постоянного контроля и анализа.

А 4.3 К существенным рискам (R>12) относятся риски, при которых присутствует потенциальная угроза жизни и здоровью персонала и/или нанесение значительного ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматриваются как неприемлемые и требуют дальнейшего обязательного управления ими.

 

 

Приложение Б

(справочное)

Метод FMEA для оценки рисков в СУОТ

Б.1 Метод FMEA (Failure Mode and Effects Analysis) (метод анализа видов и последствий отказов (дефектов) может применяться для оценки рисков в СУОТ.

Методология FMEA представлена на рисунке Б.1.

Виды несоответствий

(опасностей)

Серьезность                 Вероятность                         Возможность

последствий S               возникновения О                  выявления и

реагирования на

ситуацию D

S=1÷10                         О=1÷10                                 D=1÷10

 

 

Степень приоритетности риска СПР

                                                   СПР =S x O x D

Рисунок Б.1 -  Методология FMEA

Б.2 Критерии серьезности последствий воздействия опасности S определяют по таблице Б.1.

 

Таблица Б.1 – Критерии серьезности последствий воздействия

опасности S

 

Критерий

Последствие

Значение S,

балл

Нет превышения нормативов по безопасности и условиям трудаОтсутствуют

1

Незначительное превышение нормативов по безопасности и условиям трудаОчень незначительные

2

Несоблюдение Политики в области охраны труда в части соответствия требованиям ТНПАНезначительные

3

Несоблюдение Политики в области охраны труда в части постоянного улучшения условий трудаОчень слабые

4

Возможность несчастного случая без потери трудоспособности и возникновения профзаболеванияСлабые

5

Возможность несчастного случая с потерей трудоспособности более 1 сутокУмеренные

6

Возможность несчастного случая с тяжелым исходом, острым профзаболеваниемСерьезные

7

Возможность несчастного случая с тяжелым исходом, в т.ч. групповогоОчень серьезные

8

Возможность несчастного случая с летальным исходомОпасные

9

Возможность группового несчастного случая с летальным исходомКатастрофические

10

 

 

 

 

Критерии возможности выявления и реагирования на ситуацию D определяют по таблице Б.2.

 

 

Таблица Б.2 – Критерии возможности выявления и

реагирования на ситуацию D

Возможность

выявления

Критерии

Ранг, балл

Почти наверняка

Существующие способы контроля позволяют выявить возникшую ситуацию практически немедленно. Реагирование может быть осуществлено незамедлительно

1 – 2

Высокая

Высокая возможность обнаружения условий возникновения риска. Быстрая реакция возможна

3 – 4

Средняя. Условия могут реально возникнуть

Средняя возможность обнаружения условий возникновения риска. Требуется некоторое время на реагирование

5 – 6

Маловероятная

Низкая возможность обнаружения условий возникновения риска. Быстрая реакция невозможна

7 – 8

Невероятная

Условия возникновения риска в приемлемый период времени выявлены не будут. Быстрая реакция невозможна

9 – 10

Б.4 Критерии вероятности возникновения опасности O определяют по таблице Б.3.

Таблица Б.3 – Критерии вероятности возникновения

опасности O

 

Вероятность

возникновения

опасности

Возможная относительная частота события

Ранг, балл

Очень малая. Практически невероятно возникновение опасности

менее 1 случая на каждый 1 000 000 операций

1 – 2

Низкая. Условия возникают в отдельных случаях

от 1 случая на каждые 20 000 операций до 1 случая на каждые 2 000 операций

3 – 4

Средняя. Условия могут реально возникнуть

от 1 случая на каждые 80 операций до 1 случая на каждые 2 000 операций

5 – 6

Высокая

от 1 случая на каждые 8 операций до 1 случая на каждые 80 операций

7 – 8

Почти наверняка

1 случай из 2  операций

9 – 10

 

Степень приоритетности риска определяют по формуле

СПР = S × D × P,                                        (Б.1)

 

где   S – серьезность последствий воздействия опасности

(по таблице Б.1), балл;

D – возможность выявления и реагирования на ситуацию (по таблице Б.2), балл;

O -  вероятность возникновения опасности

(по таблице Б.3), балл.

В зависимости от значения СПР риски классифицируются по уровню значимости на:

низкие (СПР=1 – 50);

допустимые (СПР=51 – 150);

недопустимые (СПР>151).

При низких рисках мероприятия не разрабатываются, риски рассматриваются как приемлемые при наличии мер по управлению ими.

Допустимые риски рассматриваются как приемлемые при наличии достаточных мер по управлению ими и требуют постоянного контроля и анализа (инструкции по охране труда, инструктажи и т.д.).

Недопустимые риски рассматриваются как неприемлемые и требуют разработки программы управления охраной труда, включающей мероприятия по достижению установленных целей в области охраны труда.

Приложение В

(справочное)

Форма бланка для оценки рисков с помощью FMEA

FMEA №1

________________________                                     Дата анализа

   наименование подразделения

________________________

   наименование рабочего места

Подпроцесс/функция/операция

Вид опасности (опасный или вредный фактор)

Влияние на здоровье персонала

Серьезность последствий S

Причины возникновения ситуации

Вероятность О

Имеющаяся система контроля

Выявляемость D

Степень приоритетности риска

Рекомендуемые действия

Ответственные

Дата выполнения

Результат

Отметка о выполнении

S

O

D

Степень приоритетности риска

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Руководитель

структурного подразделения    _______    _______      _________

                                             подпись           дата           фамилия, инициалы

СОГЛАСОВАНО:

Начальник ООТ                      _______    _______      _________

                                              подпись           дата           фамилия, инициалы

Комментарии запрещены.