[Google]

Рубрики

Мероприятия по охране труда

Мероприятия по охране труда

Экономические аспекты охраны труда

Социальное значение охраны труда - сохранение жизни и здоровья работающих. Указанная деятельность, как правило, не преследует достижения каких-либо экономических результатов и в большинстве случаев непосредственно не сопровождается получением прибыли.

Экономический метод управления охраной труда наиболее выраженно проявляется в проведении обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для субъектов хозяйствования Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» установлен размер страхового тарифа по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В зависимости от уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости данным субъектам устанавливаются скидки (надбавки) к страховому тарифу. Скидки (надбавки) невелики по абсолютной величине, однако сам факт их применения означает, что в настоящее время предусматриваются меры, которые оказывают стимулирующее воздействие на субъекты хозяйствования.

К мерам экономического воздействия можно также отнести и налагаемые на нанимателей и должностных лиц штрафы за неисполнение либо нарушение требований по охране труда. Данные штрафы могут рассматриваться как государственное принуждение к соблюдению указанных требований.

Существуют и иные рычаги экономического воздействия на субъекты хозяйствования в области охраны труда, которые практически не задействованы. К ним, в первую очередь, можно отнести налоговые льготы, льготы по кредитованию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, льготы по таможенному оформлению приобретаемых за рубежом средств индивидуальной и коллективной защиты работающих от вредных и опасных производственных факторов, материалов, комплектующих изделий, других материальных средств, необходимых для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Для расширения сферы применения экономических методов воздействия на субъекты хозяйствования необходимо точно знать затраты средств на охрану труда: затраты, фактически произведенные, и затраты, которые должны быть произведены для выполнения обязательных требований по охране труда, установленных государством. Соотношение указанных затрат будет свидетельствовать о том, в какой степени выполняются субъектом хозяйствования установленные государством обязательные требования по охране труда.

Требования по охране труда, которые должны быть обеспечены работодателем, установлены ст.13 Закона об охране труда. В ст.226 ТК также сформулированы обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда.

Затраты на охрану труда

Исходя из государственных требований, затраты на охрану труда работающих состоят из расходов на осуществление следующих мероприятий:

информационная, агитационная работа по охране труда, работа по пропаганде в области охраны труда;

инструктажи, проверка знаний работающих по вопросам охраны труда;

приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также стирка, чистка и ремонт спецодежды;

приобретение средств профилактики заболеваний и повышения защитных сил организма работающего;

обеспечение постоянного контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;

разработка, пересмотр локальных нормативных правовых актов по охране труда;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

медицинские осмотры, проводимые в интересах здоровья работников и безопасности труда, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работающих;

обеспечение бесперебойной и эффективной работы средств коллективной защиты, устройство, модернизация вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха;

автоматизация, механизация, дистанционное управление производственными процессами, механизация работ по обращению с опасными веществами и материалами (для обеспечения безопасности труда);

нанесение сигнальных и опознавательных окрасок;

приобретение нормативной документации, пособий, плакатов, знаков безопасности, подписка на периодические издания по охране труда;

обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

компенсации по условиям труда: доплаты, дополнительные отпуска, назначаемые до достижения общеустановленного возраста пенсии в связи с особыми условиями труда, сокращение продолжительности рабочего времени;

сохранение заработной платы работающего на период участия в обязательных мероприятиях по охране труда: прохождение медицинских осмотров, обучения, проверки знаний, инструктажей по охране труда и др.;

мероприятия, предусмотренные Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Минтруда РБ от 23.10.2000 № 136.

 

 Справка: С 8 февраля 2014 г. взамен Положения № 136 принята Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2013 № 111.

 

Приведенный перечень затрат на охрану труда не является исчерпывающим, он может быть расширен. В частности, к таким расходам также могут быть отнесены расходы на оказание консультативной помощи, по сертификации системы управления охраной труда, на проведение независимых экспертиз для разрешения спорных вопросов и др.

При несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах на производственных объектах организация несет расходы, не компенсируемые страховщиком. К таким относятся расходы:

связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов на производственных объектах (проведение экспертиз, технических расчетов, лабораторных испытаний и др.);

по доставке потерпевшего в учреждение здравоохранения;

по выплате морального вреда, причиненного повреждением здоровья потерпевшего;

по выплате единовременных компенсаций потерпевшему (его иждивенцам) в соответствии с коллективным договором;

на уплату штрафов, выплачиваемых субъектом хозяйствования за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда, которые привели к несчастному случаю, профессиональному заболеванию, аварии, инциденту на производственном объекте;

на оплату работникам времени простоя в случае запрещения производства работ уполномоченными государственными органами надзора и контроля по причине нарушений требований безопасности и охраны труда.

В приведенном перечне расходов можно выделить расходы:

на осуществление мероприятий по улучшению условий труда;

поддержание сложившихся условий труда на установившемся уровне.

Для создания здоровых и безопасных условий труда и обеспечения охраны труда работающих можно выделить мероприятия, расходы на которые не зависят (зависят незначительно) от технического состояния производственных фондов, уровня организации работы по охране труда и др. В то же время имеются мероприятия, затраты на осуществление которых во многом обусловлены объективными факторами:

сложность производственного оборудования и необходимость повышенных затрат на его планово-профилактическое техническое обслуживание и ремонт;

опасность технологических процессов и необходимость принятия повышенных мер по обеспечению их безопасности;

большое разнообразие выполняемых работ, безопасное выполнение которых требует привлечения большого количества различных специалистов;

широкая номенклатура и высокая стоимость средств защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов и др.

Также можно выделить мероприятия, исключительно связанные с обеспечением охраны труда работающих, и мероприятия, носящие многоцелевой характер, реализация которых позволяет обеспечить внедрение новой технологии, повысить производительность труда и т.п.

Не всегда осуществление мероприятий многоцелевого характера в первую очередь обусловлено требованиями повышения безопасности труда. Зачастую внедрение новой техники и технологии необходимо в первую очередь для обеспечения производства новых видов продукции, повышения производительности труда. В большинстве случаев при этом одновременно улучшаются условия труда, повышается безопасность труда работающих.

Совершенно очевидно, что относить весь объем затрат на реализацию таких мероприятий к затратам на охрану труда будет неверным. В то же время выделить из общих затрат на реализацию таких мероприятий затраты, обусловленные необходимостью выполнения требований безопасности труда, не всегда представляется возможным.

Исходя из изложенного расходы, затрачиваемые на все вышеперечисленные мероприятия, следует рассматривать как необходимые, нормативные расходы на охрану труда. При этом необходимо заметить, что государственные требования по охране труда обязательны для исполнения в силу вышеназванных нормативных правовых актов, и их исполнение не увязывается с вопросом о наличии или отсутствии у субъекта хозяйствования соответствующих средств, а также с вопросом об экономической эффективности выполнения мероприятий и израсходованных средств на их осуществление.

Отношение расходов на осуществление обязательных мероприятий по охране труда к среднесписочной численности работающих определяет размер денежных средств, затрачиваемых на охрану труда на одного работника, т.е. позволяет определить, сколько «стоит» охрана труда одного работающего в организации. Данную величину расходов следует рассматривать как минимальную, обеспечивающую покрытие затрат на осуществление только мероприятий, предусмотренных законодательством.

Сопоставление полученной величины с фактически произведенными затратами будет свидетельствовать о том, насколько полно субъектом хозяйствования выполняются законодательные требования по охране труда. Если фактические затраты ниже указанной суммы, это указывает на то, что в организации осуществляются не все мероприятия по охране труда, предусмотренные законодательством. Данный факт может свидетельствовать об упущениях в планировании мероприятий, осуществлении контроля за соответствующей деятельностью, других недочетах в работе, которые должны быть устранены.

Данная величина могла бы служить нормативом для определения объема минимально необходимых затрат на охрану труда работающих. В настоящее время таких государственных нормативов нет.

Соответствие условий труда требованиям техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда - критерий того, что осуществляемая работа по охране труда обеспечивает выполнение государственных требований, а затраты на ее выполнение являются объективно необходимыми.

Эффективность мероприятий по охране труда

Можно с уверенностью считать, что экономический эффект от мероприятий по улучшению условий и охраны труда выражается в росте производительности труда за счет:

повышения работоспособности человека в результате снижения утомления, вызванного неблагоприятными условиями труда, сокращения внутрисменных простоев и предоставляемых оплачиваемым перерывов в течение рабочего дня (смены) по условиям труда;

снижения стоимости производства продукции вследствие уменьшения непроизводительных затрат, вызванных неблагоприятными условиями труда;

повышения эффективности использования фонда рабочего времени в результате сокращения потерь рабочего времени вследствие болезней, травм, сокращения нормируемой продолжительности рабочего времени, обусловленных неблагоприятными условиями труда (в частности, предоставление оплачиваемых перерывов в течение рабочего дня).

Необходимо отметить, что в случае осуществления технических мероприятий по охране труда экономический эффект от их внедрения проявляется более явно.

Осуществление мероприятий организационного, санитарно-гигиенического или производственно-бытового характера непосредственно не устраняют вредные и опасные производственные факторы и связанные с ними профессиональные риски, и поэтому экономический эффект от них сложно выявить.

Для оценки экономической эффективности таких мероприятий можно только сопоставить экономическую оценку ликвидируемых потерь с затратами на осуществление мероприятий по их ликвидации, или иными словами, насколько произведенные затраты соотносятся с устраненным ущербом.

Зачастую экономический эффект от осуществления мероприятий по охране труда является следствием эффекта социального.

Экономический эффект от мероприятий по улучшению условий и охраны труда выражается также в снижении расходов на выплачиваемые компенсации по условиям труда. Как известно, затраты на компенсации по условиям труда у многих организаций весьма велики и достигают 10-15 % и более от фонда оплаты труда.

По общему правилу экономический эффект от внедрения конкретного мероприятия по охране труда определяется путем сравнения исходных показателей соответствующих затрат с такими же показателями после внедрения рассматриваемого мероприятия по охране труда, что может служить ориентиром для выбора альтернативных мероприятий по охране труда.

Учитывая тот факт, что расходы на охрану труда входят в стоимость затрат на производство продукции, данная оценка затрат на охрану труда может быть использована для сравнения эффективности производства определенной продукции с учетом возможных затрат на охрану труда работающих.

Информация об удельном весе затрат на охрану труда в общих производственных затратах позволяет оценить размер ущерба от аварийности на производстве, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в сравнении с производственными затратами.

Одновременно следует отметить, что оценка экономического эффекта от того или иного мероприятия по охране труда не может служить критерием для решения вопроса, проводить или нет данное мероприятие, когда идет речь о сохранении жизни и здоровья работающих.

Если условия труда не соответствуют нормативным требованиям, субъект хозяйствования обязан осуществить мероприятия по их улучшению независимо от предварительного расчета эффективности данного мероприятия.

На основании изложенного можно сделать вывод, что расчеты экономической эффективности мероприятий по охране труда необходимы для поиска наиболее эффективного варианта мероприятий по улучшению условий охраны труда и обоснования решения о реализации выбранного варианта. В случае единственно возможного варианта речь может идти о стоимости мероприятия и возможных потерях, обусловленных невыполнением данного мероприятия.

Сущность экономических методов управления состоит в оптимизации затрат на охрану труда: что выгоднее - выплачивать штрафы, страховые взносы по повышенному тарифу, компенсации по условиям труда или осуществить мероприятия по улучшению условий и охраны труда для обеспечения их соответствия государственным нормативным требованиям. Решение по данному вопросу должно приниматься субъектом хозяйствования исходя из экономических соображений.

Затраты на техническое перевооружение производства с целью улучшения условий труда, механизацию, автоматизацию, роботизацию производственных процессов, сокращения тяжелого физического труда, труда в опасных и вредных условиях весьма велики. Они несопоставимо выше той экономии, которая может быть получена за счет снижения страхового тарифа, расходов на компенсации по условиям труда, на наем дополнительной рабочей силы. Субъекту хозяйствования в настоящее время выгоднее привлечь дополнительную рабочую силу, нежели проводить работы по механизации и автоматизации производства.

Следует отметить, что до настоящего времени сохранились принципы административного управления в охране труда, когда мероприятия планируются и осуществляются в целях выполнения обязательных требований, а не исходя из экономических или иных соображений.

Переход на управление охраной труда на основе национальных стандартов потребовал по-иному подойти организациям к вопросам планирования деятельности по охране труда.

Суть иного подхода к планированию работы по охране труда состоит в выявлении профессиональных рисков и выработке мер по управлению ими. Иными словами, необходимо осуществлять те мероприятия, которые непосредственно вытекают из результатов оценки рисков, а не в силу установленных требований, несомненно, правильных в принципе, но, может быть, не актуальных в конкретной ситуации. Это позволит сэкономить средства на охрану труда, концентрируя их на решение наиболее «жгучих» проблем охраны труда.

В заключение отметим, что в условиях становления в республике рыночных механизмов хозяйствования необходимо развивать экономические методы управления с целью выработки и принятия решений в области охраны труда. Для этого необходимо, в первую очередь, располагать более подробными сведениями (путем раздельного учета) о затратах на мероприятия по охране труда, на компенсации за работу во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, страховые выплаты, а также о непроизводительных расходах, вызванных нарушениями требований по охране труда, следствием которых явились несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания, аварии и инциденты на производственных объектах.

Необходимо также осуществлять экономическую оценку эффективности затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с целью выявления наиболее экономически выгодных вариантов достижения заданной цели.

 

Комментарии запрещены.