[Google]
HashFlare

Рубрики

Что нужно знать об охране труда

Основное об охране труда

Введение

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Трудовой кодекс РБ (далее - ТК) рассматривает охрану труда как обоюдную обязанность нанимателей (пп.5-7 ст.55 ТК), а также работников (п.5 ст.53 ТК).

В первом случае она дополняется обязанностью проводить вводный инструктаж по охране труда (п.4 ст.54 ТК), предоставлять соответствующие гарантии и компенсации, принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и др. Кроме того, в рамках обеспечения нормальных условий для выполнения норм труда наниматель обязан обеспечивать безопасные и здоровые условия труда (соблюдение требований по охране труда, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т.д.) (п.6 ст.89 ТК).

Права и обязанности сторон

Рассмотрим основные права и обязанности сторон исходя из 2 оппозиций: работник - наниматель, права - обязанности.

Основные обязанности нанимателя перечислены в ст.226 ТК и ст.13 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда).

 

 От редакции: С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом об охране труда в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З.

 

Таблица 1
 

Основные обязанности нанимателя по охране труда работников

 

Обязанность

Детализация

Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективной эксплуатации средств индивидуальной и коллективной защиты (примечание)Статьи 26-29 Закона об охране труда
Обеспечение условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям по охране трудаСтатьи 31-33 Закона об охране труда
Организация в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работниковСтатья 23 Закона об охране труда
Обеспечение режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договоромСтатья 13 Закона об охране труда
Выдача работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормамиСтатья 22 Закона об охране труда; Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 (далее - Инструкция № 209);

постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами» (далее - постановление № 208); перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.10.2010 № 145

Постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране трудаПункт 6 ст.226 ТК
Постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторовПункт 7 ст.226 ТК
Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективностиПункт 71 ст.226 ТК
Обеспечение мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохраненияПункт 72 ст.226 ТК
Принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране трудаПоложение о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденное постановлением Минтруда РБ от 23.10.2000 № 136.

От редакции: С 8 февраля 2014 г. взамен Положения № 136 принята Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2013 № 111

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны трудаИнструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35
Подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктаж, повышение квалификации и проверка знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством РБ или уполномоченным им органомИнструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175
Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровьяСтатья 228 ТК;

Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее - Инструкция № 47)

Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям трудаПункт 11 ст.226 ТК
Расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработка и реализация мер по их профилактикеСтатья 229 ТК;

постановление Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в порядке, установленном законодательствомСтатьи 953-963 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)
Пропаганда и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны трудаПункт 14 ст.226 ТК
Выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работниковСтатья 24 Закона об охране труда
Беспрепятственный допуск представителей соответствующих органов, имеющих на то право, к проведению проверки, предоставление сведений по охране труда по вопросам их компетенцииСтатья 36 Закона об охране труда
Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны трудаСтатья 227 ТК;

ст.16 Закона об охране труда

Осуществление обязательного страхования работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательствомПоложение о страховой деятельности, утвержденное Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530)
Обязанность не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг)Статья 49 ТК

 

Примечание. Если территория, производственное здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими нанимателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда выполняются ими совместно на основании письменного соглашения между ними.

Охрана труда работающих по договорам подряда

Закон об охране труда дифференцированно подходит к регламентации прав и обязанностей сторон в зависимости от того, на основании какого договора (трудового либо гражданско-правового) принят работающий. При этом Указ Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» требует соблюдать требования по охране труда и применительно к исполнителям, в т.ч. работодатель обязан:

• осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ;

• предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда;

• работодатель обязан включать в гражданско-правовой договор предусмотренные законодательством обязательства сторон по обеспечению безопасных условий труда;

• осуществлять обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении исполнителей.

Лица, работающие по гражданско-правовому договору, вправе отказаться от исполнения данного договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы условия, предусмотренные таким договором.

Отдельные меры по охране труда

Меры по охране труда можно разделить на 2 большие группы:

1) меры по предупреждению возникновения угроз жизни и здоровья;

2) компенсационные меры.

Таблица 2
 

Компенсации в связи с вредными и опасными условиями труда

 

Компенсации

Нормативное регулирование

Оплата труда в повышенном размереСтатья 62 ТК
Бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами (примечание)Постановление Совета Министров РБ от 23.10.2007 № 1386 «О бесплатном обеспечении лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;

Правила бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 27.02.2002 № 260

Оплачиваемые перерывы по условиям трудаСтатья 127 ТК
Сокращенный рабочий деньСтатья 113 ТК;

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 10.12.2007 № 170

Дополнительный отпускПостановление Совета Министров РБ от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы»

 

Примечание. В служебных командировках или при разъездном характере работы работнику, имеющему право на бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, выплачивается денежная компенсация на их приобретение на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

 

Указанные льготы предоставляются, как правило, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253.

Среди мер профилактики следует, прежде всего, назвать:

• запрет на применение труда женщин (ст.262 ТК, Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 765);

• запрет на применение труда лиц моложе 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.274 ТК, Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный постановлением Минтруда РБ от 02.02.1995 № 13).

 

 От редакции: С 22 августа 2013 г. вышеназванное постановление на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 27.06.2013 № 66 утратило силу. Взамен принято постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 27.06.2013 № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».

 

Сюда же можно отнести ограничения на выполнение отдельных видов работ (ст.10 Закона об охране труда), если они противопоказаны по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению.

Далее для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 47 есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудшении состояния здоровья работника. При этом на время прохождения данных медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:

• обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств по нормам и в порядке, определенным Инструкцией № 209, а также постановлением № 208;

• организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.

Кроме того, согласно ст.231 ТК нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение. Работники горячих цехов и участков должны быть обеспечены газированной подсоленной водой. Производственные участки и транспортные средства оснащаются аптечками первой помощи с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Требования к производственным объектам, процессам, оборудованию, отдельным работам

В соответствии со ст.2212 ТК должны соответствовать требованиям по охране труда:

• продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации;

• проектная документация на строительство и реконструкцию объектов, предназначенных для выпуска продукции и оказания услуг, а также техническая документация на производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям по охране труда;

• объекты, предназначенные для выпуска продукции и оказания услуг, которые не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений государственных органов надзора и контроля о соответствии этих объектов указанным требованиям.

Среди других требований к производственным объектам, процессам, оборудованию, отдельным работам наиболее специфичными являются следующие:

• на видных местах, в т.ч. перед въездом на территорию организации, должны устанавливаться схемы движения транспортных средств по территории организации. Проходы и проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов. В темное время суток или при плохой видимости места движения работающих и транспортных средств, а также места производства работ на территории организации соответствующим образом освещаются (ст.26 Закона об охране труда);

• производственные здания (помещения) должны подвергаться периодическим техническим осмотрам 2 раза в год - весной и осенью. Внеочередные технические осмотры производственных зданий (помещений) проводятся после пожаров, ураганных ветров, сильных ливней или снегопадов, землетрясений и других стихийных бедствий или аварий.

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования производственных зданий (помещений) должны обеспечивать в них температуру, влажность и скорость движения воздуха в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (ст.27 Закона об охране труда);

• части оборудования, представляющие опасность, должны быть окрашены в сигнальные цвета и обозначены знаками безопасности в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов (ст.28 Закона об охране труда);

• до начала основных строительных, монтажных и специальных работ должны быть подготовлены к эксплуатации санитарно-бытовые помещения и устройства для работающих в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. В санитарно-бытовых помещениях должны быть предусмотрены места для размещения аптечек первой помощи с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ст.31 Закона об охране труда).

Специалист (служба) по охране труда

Цели предупреждения нарушений в сфере охраны труда служит также требование о наличии в организации специалиста (службы) по охране труда.

Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы в обязательном порядке вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек (ст.227 ТК).

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов.

Нормативы численности специалистов по охране труда утверждены постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94.

В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов.

При отсутствии службы, специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими надлежащую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации (его заместителю) и относится к основным структурным подразделениям организации (Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82). Однако управление охраной труда в организации возлагается на ее руководителя.

 

 От редакции: С 25 января 2014 г. постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2013 № 98 утверждено новое Типовое положение о службе охраны труда организации.

 

Кроме того, в организации по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза на паритетной основе может создаваться комиссия по охране труда.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Важнейшую роль в сфере рассматриваемых отношений играет обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время основным нормативным правовым актом в данной сфере является Положение № 530. Согласно ему, в роли страховщика по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выступает Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», а страхователей - организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан (застрахованных лиц).

Объектом страхования выступают имущественные интересы застрахованных и иных физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Под несчастным случаем на производстве понимается событие, в результате которого застрахованный при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту), как на территории страхователя, так и в ином месте, где застрахованный находился в связи с работой или совершал действия в интересах страхователя, либо во время следования на транспорте, предоставленном страхователем, к месту работы или с работы получил телесные повреждения (травмы), в т.ч. нанесенные другим лицом, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы и иные телесные повреждения (травмы), нанесенные животными, насекомыми, другими представителями фауны и флоры, повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий (в т.ч. землетрясения, оползня, наводнения, урагана и пожара) и других чрезвычайных обстоятельств, отравление, вызванное воздействием вредного производственного фактора, не присутствующего в трудовом процессе застрахованного, и иное повреждение здоровья, повлекшее необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную (не менее 1 дня) или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Что касается профессиональных заболеваний (хронических или острых), то оно должно быть вызвано исключительно или преимущественно воздействием на работника вредного производственного фактора трудового процесса и повлечь временную (не менее 1 дня) или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Перечень (список) профессиональных заболеваний утвержден постановлением Минздрава РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 24.03.2009 № 29/42.

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется на принципах:

• гарантированности застрахованному права на страховое обеспечение;

• экономической заинтересованности субъектов страхования в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• дифференциации страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска;

• обязательности регистрации страхователей у страховщика, уплаты ему страховых взносов;

• формирования и расходования средств на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на солидарной основе;

• целевого использования средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Размер страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 531.

Состав страховых выплат указан в п.265 Положения № 530.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем назначается и выплачивается страхователем за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также при обострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, в размере 100 % его среднедневного (среднечасового) заработка, исчисляемого и выплачиваемого в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности, за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного.

Размер ежемесячной страховой выплаты застрахованному определяется как доля его откорректированного среднемесячного заработка (дохода) до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. При этом заработок (доход), из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, не может быть ниже 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь, применяемой для корректировки заработка в соответствующем месяце (п.276 Положения № 530).

Ежемесячные страховые выплаты назначаются (исчисляются) и производятся независимо от пенсий, не связанных с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, назначенных как до наступления страхового случая, так и после него. В счет страховых выплат не засчитывается заработок (доход), полученный застрахованным либо лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, после наступления страхового случая.

 

Справочно

Согласно ст.23 Закона РБ от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» работнику, получившему инвалидность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вред, причиненный здоровью, возмещается в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Кроме того, возможна и гражданско-правовая ответственность причинителя по правилам главы 58 ГК. Так, согласно ст.941 ГК юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсии (кроме пенсии по инвалидности, назначенной потерпевшему в связи с соответствующим увечьем или иным повреждением здоровья), назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда) (п.2 ст.954 ГК).

Нормативное обеспечение охраны труда

Важной составляющей мер по охране труда является разработка и принятие нормативных правовых актов (далее - НПА), содержащих требования по охране труда. Основными из них являются:

• правила по охране труда - НПА, содержащий требования по охране труда, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Развернутые требования по охране труда содержатся в Межотраслевых общих правилах по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70. Межотраслевые правила разрабатываются этим министерством и для отдельных видов работ;

• типовая инструкция по охране труда - НПА, определяющий требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), на основе которого работодатели разрабатывают с учетом местных условий и специфики своей деятельности инструкции по охране труда;

• инструкция по охране труда - локальный нормативный правовой акт (далее - ЛНПА), содержащий требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг). Кроме того, данная инструкция должна содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях и др. Работодатели, не наделенные правом принятия ЛНПА, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.

Последние регулирует Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176.

Инструкции по охране труда должны быть разработаны и приняты нанимателем для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей (например, погрузочно-разгрузочные работы, работы с электроинструментом и т.п.), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (например, работы на высоте, работы в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях и т.п.). Перечень инструкций по охране труда составляется с учетом утвержденного в организации штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих и утверждается руководителем организации или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.

В инструкции по охране труда включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими. Их требования являются обязательными для работающих, а невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

Инструкция по охране труда должна содержать следующие главы:

• Общие требования по охране труда;

• Требования по охране труда перед началом работы;

• Требования по охране труда при выполнении работы;

• Требования по охране труда по окончании работы;

• Требования по охране труда в аварийных ситуациях и др.

Постановление Совета Министров РБ от 10.02.2003 № 150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь» (далее - постановление № 150) предусматривает, что:

• правила, нормы, критерии и процедуры, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах, являются государственными нормативными требованиями охраны труда;

• система НПА, технических НПА, содержащих требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, норм охраны труда, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов, строительных норм, правил технической безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов;

• требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т.ч. при:

- проектировании, строительстве (реконструкции), ремонте и техническом обслуживании зданий, сооружений и других объектов;

- конструировании, изготовлении (модернизации), эксплуатации станков, машин, механизмов, другого оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты;

- производстве и применении химических веществ и материалов, разработке и проведении технологических процессов, организации производства и труда.

 

Справочно

Технические нормативные правовые акты - технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в т.ч. государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, фармакопейные статьи, нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр и др. (ст.1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Санитарные нормы и правила - технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.

Гигиенический норматив - технический нормативный правовой акт, устанавливающий допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций их безопасности и безвредности для человека (ст.1 Закона РБ от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

 

Постановлением № 150 утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, и республиканских органов государственного управления (должностных лиц), принимающих (издающих) их.

Внутренние мероприятия по охране труда планируются нанимателем в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Минтруда РБ от 23.10.2000 № 136.

Постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.12.2011 № 140 «Об установлении перечня обязательных документов по охране труда» определен обязательный перечень для субъектов малого предпринимательства независимо от видов осуществляемой деятельности.

Обучение и проверка знаний

Одной из основных мер в сфере охраны труда является проверка знаний, которой, как правило, предшествует обучение по данным вопросам. Обучение осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, и его результатом является проверка знаний по вопросам охраны труда.

В соответствии со ст.19 Закона об охране труда, а также Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция № 175), проверка знаний осуществляется в комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда нескольких уровней:

• комиссии организаций - где проходят проверку знаний по вопросам охраны труда работники;

• комиссии вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, - руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссий организаций;

• комиссии местных исполнительных и распорядительных органов - вышеуказанные лица, если организация не находится в подчинении республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ, другой организации, а также наниматели - физические лица и при невозможности создания комиссии организации - работники этих организаций;

• комиссии вышестоящих исполнительных и распорядительных органов - члены комиссий местных исполнительных и распорядительных органов, заместители руководителей этих органов, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда;

• республиканская комиссия - члены комиссий республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, заместители руководителей этих органов и организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда.

Следует отметить, что обязанность руководителей и специалистов по охране труда проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях должна быть исполнена не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже 1 раза в 3 года. Подтверждением служит удостоверение по охране труда утвержденной формы (пп.39, 42 Инструкции № 175).

Отраслевые особенности охраны труда

В области атомной энергетики и радиационной безопасности

Для сферы охраны труда отраслевые особенности выражены особенно отчетливо ввиду дифференциации производственных факторов и различной степени профессионального риска. Однако имеются сферы, где этим вопросам уделяется повышенное внимание.

Прежде всего, это так называемая промышленная безопасность опасных производственных объектов, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Закон РБ от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит к числу опасных производственных объектов цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к этому Закону.

Среди многочисленных требований (лицензирование, экспертиза, сертификация и т.п.), устанавливаемых указанным Законом о промышленной безопасности, выделяются следующие требования к организации, которая обязана:

• иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности;

• иметь уполномоченное лицо или уполномоченный орган, осуществляющие производственный контроль за промышленной безопасностью;

• обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

• допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

• обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

• обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

• предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

• разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

• приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию республиканского органа государственного управления в области промышленной безопасности и его должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

• принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте и др.

Среди обязанностей работников опасного производственного объекта - прохождение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности и др.

Соответствующие отношения в области атомной энергетики и радиационной безопасности регулируются Законом РБ от 30.07.2008 № 426-З «Об использовании атомной энергии», а также Законом РБ от 05.01.1998 № 122-З «О радиационной безопасности населения».

Среди основных обязанностей пользователя источников ионизирующего излучения по обеспечению радиационной безопасности можно выделить следующие:

• проведение подготовки и аттестации руководителей и исполнителей работ, специалистов служб контроля за обеспечением радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

• организация проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);

• регулярное информирование работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

• обеспечение регистрации источников ионизирующего излучения в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации источников ионизирующего излучения и ведения единой государственной системы учета и контроля источников ионизирующего излучения, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 562.

Согласно подп.1.7 п.1 ст.7 Закона РБ от 15.07.2010 № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» к числу первых относятся объекты использования атомной энергии (ядерные установки, ядерные материалы, отработавшие ядерные материалы, эксплуатационные радиоактивные отходы, пункты их хранения), за исключением объектов атомной электростанции и указанных объектов, необходимых для ее функционирования, изделия с применением ядерных материалов (кроме изделий, использование которых разрешено негосударственным организациям, физическим лицам в соответствии с законодательством, и приборов, оборудования, экспериментальных и технологических установок, используемых в соответствии с предназначением для обеспечения выполнения научных исследований, разработки и отработки новых технологических процессов), суда с ядерной энергетической установкой.

Безопасность дорожного движения и автомобильного транспорта

Вопросы охраны и безопасности труда (в первую очередь водителей) тесно связаны с безопасностью дорожного движения и автомобильного транспорта.

Закон РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон № 313-З) формулирует обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения следующим образом:

• осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин требованиям технических нормативных правовых актов и недопущением транспортных средств, самоходных машин с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении.

Согласно ст.33 Закона № 313-З обязательным является поведение государственного технического осмотра для транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету. При его проведении проверяется их техническое состояние и конструкция автотранспортного средства на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов (см. Положение о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2008 № 630);

• проводить обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств, самоходных машин.

Перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, определен постановлением Минздрава РБ от 28.04.2008 № 78;

• организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств, самоходных машин.

Согласно ст.23 Закона № 313-З предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств, самоходных машин проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется лицензия. Если же такой лицензии не требуется, то соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Инструкцией порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 29.10.2008 № 110;

 

 От редакции: С 14 августа 2013 г. вышеназванное постановление на основании постановления Минтранса РБ от 09.07.2013 № 24 утратило силу. Следует применять Инструкцию о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденную постановлением Минтранса РБ от 09.07.2013 № 25/28.

 

• проводить анализ причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин, и принимать своевременные меры по их устранению;

• разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение вредного воздействия принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин на окружающую среду и сохранность дорог;

• соблюдать режим труда и отдыха водителей механических транспортных средств, самоходных машин, установленный в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В частности, Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972, запрещают автомобильным перевозчикам, выполняющим автомобильные перевозки групп детей автобусами, допускать к поездке водителей, отдых которых между сменами был менее 12 ч.

Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров РБ 30.06.2008 № 970, отсылают в этом вопросе к Положению о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82. Для контроля за режимом рабочего времени и отдыха водителей предназначен специальный прибор - тахограф. Порядок использования тахографов на транспортных средствах устанавливает Министерство транспорта и коммуникаций РБ в соответствии с Инструкцией о порядке использования тахографов на транспортных средствах, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 21.02.2008 № 8 (ст.10 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»);

• обеспечивать повышение квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь. Услуги по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств оказываются организациями, имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги;

• обеспечивать хранение принадлежащих им транспортных средств и самоходных машин вне пределов дорог (за исключением дорог необщего пользования);

• организовывать перед допуском к работе проведение стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут.

Наконец, особый порядок существует для перевозки опасных грузов, т.е. веществ, материалов и изделий, обладающих свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов перевозки и (или) нанести вред окружающей среде.

Закон РБ от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» применяется к перевозке опасных грузов не только автомобильным, но и железнодорожным, водным, воздушным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта. Специальными мерами, предусмотренными данным Законом, являются:

• сопровождение и (или) охрана опасных грузов при их перевозке (ст.19);

• подтверждение соответствия работ и услуг в области перевозки опасных грузов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст.13) и др.

Контроль и ответственность в сфере охраны труда

Специализированным органом в сфере охраны труда является Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Департамент) (ст.34 Закона об охране труда).

Кроме него, государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда также осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.

Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» называет в перечне контролирующих (надзорных) органов в сфере охраны труда помимо Департамента также местные исполнительные и распорядительные органы. Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок:

• высокая (при наличии в календарном году 3 и более случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости или несчастного случая на производстве по вине нанимателя со смертельным исходом);

• средняя (при наличии в календарном году случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, не относящихся к высокой степени риска, либо непредставлении сведений об аттестации рабочих мест по условиям труда).

Права должностных лиц Департамента указаны в ст.36 Закона об охране труда.

Кроме того, возможен общественный контроль за охраной труда, осуществляемый в соответствии с Указом Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».

Для осуществления контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (Списки № 1 и № 2), перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах (утвержден постановлением Совета Министров РБ от 09.10.2008 № 1490), качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, соблюдением установленных требований по условиям труда в проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения, а также надзора за предоставлением работникам компенсаций на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, проводится государственная экспертиза условий труда в соответствии с Положением об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.05.2002 № 694.

Расследование и учет несчастных случаев

Несчастные случаи на производстве, произошедшие с работниками и другими лицами, и профессиональные заболевания в соответствии со ст.229 ТК подлежат расследованию и учету. Согласно Правилам расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее - Правила № 30), расследуются, в частности, несчастные случаи, происшедшие с работниками, повлекшие за собой необходимость перевода потерпевшего на другую работу, временную (не менее 1 дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье, происшедшие в течение рабочего времени, во время дополнительных специальных перерывов и перерывов для отдыха и питания, в периоды времени до начала и после окончания работ, необходимые для следования по территории организации, нанимателя, страхователя к рабочему месту и обратно, для приведения в порядок оборудования, инструментов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни:

• на территории организации, нанимателя, страхователя или в ином месте работы, в т.ч. в служебной командировке, при выполнении служебного задания, а также в любом другом месте, где потерпевший находился в связи с работой либо совершал действия в интересах организации, нанимателя, страхователя;

• во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем, а также в некоторых других случаях, перечисленных в п.3 Правил № 30.

Расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным или тяжелым исходом) проводится уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников), специалиста по охране труда или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда), а также страховщика (по их требованию).

После завершения расследования оформляется акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 либо формы НП (если несчастный случай произошел в результате умысла потерпевшего, по причине алкогольного опьянения и в некоторых других случаях, перечисленных в п.24 Правил № 30).

Наниматель (страхователь) в течение 2 рабочих дней по окончании расследования:

• рассматривает материалы расследования, утверждает акт формы Н-1 или акт формы НП и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев;

• направляет по 1 экземпляру акта формы Н-1 или акта формы НП потерпевшему или лицу, представляющему его интересы, государственному инспектору труда, специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены его обязанности (заместителю руководителя, ответственному за организацию охраны труда), с материалами расследования;

• направляет 1 экземпляр акта формы Н-1 с материалами расследования страховщику;

• направляет копии акта формы Н-1 или акта формы НП руководителю подразделения, где работает (работал) потерпевший, в профсоюз (иной представительный орган работников), государственный орган (его структурное подразделение, территориальный орган, подчиненную организацию), уполномоченный законодательными актами на осуществление надзора (контроля) в соответствующих сферах деятельности, если случай произошел на поднадзорном ему объекте, местный исполнительный и распорядительный орган, в вышестоящую организацию (по ее требованию).

В сфере промышленной безопасности проводится также техническое расследование в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением МЧС РБ от 28.06.2000 № 9.

Ответственность за нарушения в сфере охраны труда

Выделяют следующие виды ответственности за нарушения в сфере охраны труда.

1. Дисциплинарная (в соответствии со ст.197-204 ТК). В частности, однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников, является основанием для расторжения трудового договора по инициативе нанимателя (п.9 ст.42 ТК).

2. Гражданско-правовая. Помимо упоминавшихся норм главы 58 ГК, речь идет о праве суброгации страховщика (суброгация - переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного) на основании п.2991 Положения № 530, согласно которому страховщик имеет право осуществлять в пределах выплаченных сумм страхового возмещения перешедшее к нему в порядке суброгации право требования, которое страхователь имеет к лицу (за исключением страхователя), ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, в случаях:

• умышленных действий, за исключением действий, совершенных в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

• управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также в случае отказа от медицинского освидетельствования после дорожно-транспортного происшествия;

• отсутствия у лица, причинившего вред, предусмотренного законодательством права управления транспортным средством;

• невыполнения лицом, причинившим вред, требований Правил дорожного движения о сообщении в Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел РБ о дорожно-транспортном происшествии и других действий, установленных указанными Правилами, в случае дорожно-транспортного происшествия;

• совершения преступных действий с использованием транспортного средства;

• причинения вреда лицом, изъявшим транспортное средство из обладания владельца в результате противоправных действий без вины владельца;

• наличия установленной судом вины лица, ответственного за надлежащее содержание и эксплуатацию дороги.

3. Административная, включающая следующие составы:

статья 9.17 «Нарушение правил по охране труда» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП);

статья 9.19 «Нарушение законодательства о труде» (в части аттестации рабочих мест по условиям труда) КоАП;

статья 9.20 «Сокрытие страхового случая» КоАП и др.

4. Уголовная, где наряду с общим составом ст.306 «Нарушение правил охраны труда» Уголовного кодекса РБ имеются специальные:

статья 302 «Нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ»;

статья 303 «Нарушение правил безопасности горных или строительных работ»;

статья 304 «Нарушение правил пожарной безопасности».

 

Комментарии запрещены.