[Google]
Проект 2 Limona

Рубрики

Обеспечение пожарной безопасности в организации. Основные требования

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Правовое регулирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности в Республике Беларусь

Обеспечение пожарной безопасности является обязанностью руководителей, соответствующих должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, а также граждан.

Основным законодательным актом по обеспечению пожарной безопасности на территории Республики Беларусь является Закон РБ от 15.06.1993 № 2403-ХII «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 2403-ХII).

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируется и другими актами законодательства Республики Беларусь, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.

Для обеспечения пожарной безопасности в организации, а также компетентного взаимодействия с органами государственного пожарного надзора необходимо знать и руководствоваться основополагающими нормативными документами системы противопожарного нормирования и стандартизации, которые представлены в таблице.

Таблица
Основополагающие документы системы противопожарного нормирования и стандартизации

Документ

Обозначение

Межгосударственные нормативные технические документымежгосударственные строительные нормы

МСН

межгосударственные стандарты

ГОСТ

межгосударственные своды правил по проектированию и строительству

МСП

руководящие документы

РД

Государственные нормативные технические документынормы пожарной безопасности (примечание)

НПБ

правила пожарной безопасности (примечание)

ППБ

технические кодексы установившейся практики

ТКП

строительные нормы

СНБ

государственные стандарты

СТБ

руководящие документы в строительстве

РДС

руководящие документы

РД

технические условия

ТУ

пособия к строительным нормам

П

 

Примечание. Дополнительно см. Перечень норм, правил и технических кодексов установившейся практики в области пожарной безопасности и гражданской обороны, утвержденных МЧС Республики Беларусь (по состоянию на 1 января 2011 года).

 

Нормами пожарной безопасности устанавливаются требования по пожарной безопасности к проектированию зданий, сооружений, производств, конструированию и изготовлению устройств, оборудования.

Правила пожарной безопасности определяют требования, предъявляемые при эксплуатации зданий, сооружений, инженерных систем, при проведении строительно-монтажных, ремонтных работ и других мероприятий.

Государственные стандарты РБ, в которых противопожарные требования представлены самостоятельно, образуют систему пожарной безопасности. Например, ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования». Данный стандарт устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты различного назначения на всех стадиях их жизненного цикла: исследование, разработка нормативных документов, конструирование, проектирование, изготовление, строительство, выполнение услуг (работ), испытание, закупка продукции по импорту, продажа продукции (в т.ч. на экспорт), хранение, транспортирование, установка, монтаж, наладка, техническое обслуживание, ремонт (реконструкция), эксплуатация (применение) и утилизация.

Права и обязанности органов государственного пожарного надзора

Деятельность органов государственного пожарного надзора регламентируется Законом № 2403-ХII.

Органы государственного пожарного надзора (их перечень приведен в постановлении МЧС РБ от 15.02.2010 № 6 «О некоторых вопросах органов государственного пожарного надзора») осуществляют надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, учреждениями и предприятиями, субъектами хозяйствования, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, а также за выполнением нормативных и технических документов системы противопожарного нормирования и стандартизации, за исключением обеспечения пожарной безопасности при хранении и использовании боевых и промышленных взрывчатых веществ на транспортных средствах в пути следования, а также на объектах, находившихся на территории воинских частей, в лесах, подземных выработках и шахтных сооружениях.

Органы государственного пожарного надзора при осуществлении своих функций руководствуются Конституцией Республики Беларусь и другими актами законодательства.

Обязанности и права органов государственного пожарного надзора изложены соответственно в ст.35 и 36 Закона № 2403-ХII.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора являются представителями власти. При исполнении своих служебных обязанностей они руководствуются Законом № 2403-XII и подотчетны только вышестоящим должностным лицам органов государственного пожарного надзора.

В сельской местности работники государственного пожарного надзора имеют право бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта (кроме такси) по специальному знаку (п.147 Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 03.03.1999 № 130).

При исполнении служебных обязанностей должностные лица органов государственного пожарного надзора в пределах своих полномочий имеют право беспрепятственно проходить на территорию и объекты организаций, а также в жилые помещения для выполнения надзорных функций по предписанию на их выполнение и при наличии служебного удостоверения.

Обязанности республиканских органов государственного управления по обеспечению пожарной безопасности

Республиканские органы государственного управления осуществляют функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения пожарной безопасности, разрабатывают отраслевые нормы и правила по пожарной безопасности, организуют обучение по вопросам охраны труда и пожарной безопасности, а также выполняют другие функции, определенные ст.16 Закона № 2403-XII. Вопросы пожарной безопасности, например, включены в Типовой перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов (приложение 5 к Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция № 175)). При этом в комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда включаются специалисты по пожарной безопасности.

Обязанности руководителей и должностных лиц организаций по обеспечению пожарной безопасности объектов

Обязанности руководителей и должностных лиц организации по вопросам пожарной безопасности изложены в ст.17 Закона № 2403-XII и должны быть конкретизированы в должностных инструкциях каждого специалиста и руководителя организации.

Кроме того, такие обязанности отражены в Общих правилах пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ РБ 1.01-94, утвержденных приказом Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору от 30.12.1994 № 29 (далее - ППБ РБ 1.01-94), Правилах пожарной безопасности при проведении огневых работ на предприятиях Республики Беларусь. ППБ РБ 1.03-92, утвержденных приказом Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору от 31.07.1992, и Общих правилах пожарной безопасности Республики Беларусь для общественных зданий и сооружений. ППБ 1.04-2002, утвержденных приказом Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору от 28.01.2003 № 13 (далее - ППБ 1.04-2002).

При распределении обязанностей по обеспечению пожарной безопасности в организации следует руководствоваться предлагаемым примерным перечнем основной документации по пожарной безопасности.

Примерный перечень документации по пожарной безопасности

п/п

Наименование документа

Основные обязанности

Нормативные акты

1

Приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасностьРуководитель объекта обязан назначить приказом по объекту лиц, ответственных за обеспечение соблюдения правил на территории, зданиях (сооружениях), помещениях и других участках, а также за исправность и эксплуатацию инженерного оборудования, вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, средств связи, оповещения, первичных средств пожаротушения объектов, техническую исправность указанных систем и устройств путем заключения договора со специализированной организацией или содержание соответствующего обслуживающего персонала на долевых началах с другими организациями, а также обеспечение пожарной безопасности при проведении ремонтных и огневых работППБ 1.04-2002

2

Инструкция (приказ) о противопожарном режимеИнструкцией или приказом по организации должен быть установлен на объекте противопожарный режим, который определяет порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, уборки горючих отходов, пользования электронагревательными приборами, требования к местам для курения и другие мероприятияППБ 1.04-2002

3

Документация по проведению инструктажейРуководитель объекта обязан создать систему обучения работников требованиям пожарной безопасности, прохождения противопожарных инструктажей, утвердить приказом программу противопожарного инструктажа, порядок и сроки его прохожденияППБ 1.04-2002;
Инструкция № 175

4

Приказ о создании добровольной пожарной дружиныПожарные дружины создаются на всех объектах независимо от наличия других видов пожарной службы. При численности работающих в организации менее 15 человек пожарная дружина не создается, а обязанности в случае возникновения пожара распределяются между работникамиПункт 2 Положения о добровольных пожарных дружинах на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 13.10.1995 № 571 (далее - Положение)

5

План эвакуацииПлан эвакуации вывешивается в местах нахождения сотрудников охраны и на каждом этаже у входов на лестничные клеткиППБ 1.04-2002

Порядок создания и работы пожарно-технических комиссий

В целях привлечения работников, организаций к участию в работе по проведению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений правил, норм и стандартов по пожарной безопасности, повышению пожарной безопасности технологических процессов производства создаются пожарно-технические комиссии.

Деятельность комиссий осуществляется в соответствии со ст.6 Закона № 2403-ХII и Положением.

Комиссия назначается приказом руководителя организации в составе главного инженера, заместителя директора (председатель комиссии), начальника пожарной службы (команды, дружины) объекта, работников - энергетика, технолога, механика, инженера по охране труда, специалистов по водоснабжению, производственной и пожарной автоматике, других служб по усмотрению руководителя объекта.

В состав комиссии могут включаться представители имеющихся на предприятии общественных организаций.

На крупных промышленных предприятиях (в объединениях) по усмотрению руководства и предложению местных органов государственного пожарного надзора кроме общеобъектовой комиссии создаются цеховые комиссии.

Комиссия не реже одного раза в полугодие проводит детальную проверку всех производственных, складских, лабораторных, подсобных, административных и других помещений, территории предприятия с целью выявить нарушения стандартов, норм и правил пожарной безопасности и разрабатывает мероприятия по их устранению.

Мероприятия оформляются в установленном порядке, утверждаются руководителем объекта и подлежат обязательному выполнению в намеченные сроки.

Работу пожарно-технических комиссий следует строить в соответствии с планами, составленными на определенный период (полугодие или год).

Пожарно-технические комиссии должны поддерживать связь с пожарной службой объекта и местными органами государственного пожарного надзора.

Пожарно-техническая комиссия не имеет права отменять или изменять мероприятия, предложенные предписаниями государственного пожарного надзора, а при необходимости подготавливает соответствующее обоснование и через руководителя объекта направляет письмо в адрес органа государственного пожарного надзора, которым предложено мероприятие.

Порядок организации и работы добровольных пожарных дружин

В соответствии с п.6 ст.17 Закона № 2403-ХII и Положением для проведения профилактических мероприятий по предупреждению и тушению пожаров в организациях организуются добровольные пожарные дружины из числа рабочих и специалистов организаций.

Как уже указывалось, пожарные дружины создаются на всех объектах независимо от наличия других видов пожарной службы, где численность работников превышает 15 человек. На объектах с меньшей численностью пожарные дружины не создаются, а обязанности на случай возникновения пожара распределяются между работниками.

Организация пожарных дружин, руководство их деятельностью возлагаются на руководителей и пожарно-технические комиссии организации.

Основными задачами пожарной дружины являются:

- контроль за соблюдением противопожарного режима;

- проведение разъяснительной работы среди рабочих, служащих, инженерно-технических работников по соблюдению противопожарного режима на рабочем месте и правил осторожного обращения с огнем в быту;

- надзор за исправностью средств пожаротушения и их укомплектованностью;

- вызов пожарной службы в случае возникновения пожара, принятие мер по его тушению имеющимися средствами пожаротушения.

За активную работу по предупреждению и тушению пожаров, ликвидации аварий по ходатайству командира пожарной дружины, органов государственного пожарного надзора или ведомственной пожарной охраны руководитель (совет, правление) объекта имеет право поощрить членов пожарной дружины.

Действия работников при возникновении пожара

При возникновении пожара действия работников и администрации объектов должны быть в первую очередь направлены на обеспечение безопасности и эвакуации людей, а также осуществление мер по тушению очага пожара, вызову пожарной службы и организации встречи пожарных подразделений.

Обязанности работников организации по вопросам пожарной безопасности следует излагать в должностных инструкциях специалистов и инструкциях по охране труда для профессий рабочих или выполняемых работ (услуг). Основанием для конкретизации являются правила пожарной безопасности (ведения работ) отраслевого характера, утверждаемые Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ самостоятельно или совместно с отраслевыми республиканскими государственными органами управления (например, Инструкция об организации работы по обеспечению пожаробезопасной эксплуатации объектов сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих сельское хозяйство организациях, утвержденная постановлением Минсельхозпрода РБ от 31.05.2007 № 247; документ прошел согласование в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РБ).

Руководители и другие должностные лица объектов независимо от форм собственности должны обеспечить разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и проведение практических тренировок по его отработке.

Обязанности работника при обнаружении пожара:

- немедленно сообщить об этом в пожарную службу (при этом четко назвать адрес учреждения, место пожара, свою должность и фамилию, а также сообщить о наличии в здании людей);

- задействовать систему оповещения о пожаре;

- принять меры к эвакуации людей;

- известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника;

- организовать встречу пожарных подразделений, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения (внутренними пожарными кранами, огнетушителями и т.п.).

Обязанности руководителей объекта, подразделения и других должностных лиц при возникновении пожара:

- возглавить руководство тушением пожара до прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений;

- проверить, сообщено ли в пожарную службу о возникновении пожара;

- организовать по имеющимся обработанным планам эвакуацию людей, принять меры к предотвращению паники среди присутствующих;

- организовать включение системы оповещения о пожаре;

- при наличии громкоговорящей связи объявить спокойным ровным голосом о необходимости покинуть здание;

- выделить необходимое количество людей из числа должностных лиц добровольных пожарных дружин для обеспечения контроля и сопровождения эвакуирующихся;

- направить персонал, хорошо знающий расположение подъездных путей и водоисточников, для организации встречи и сопровождения (при необходимости) подразделений пожарной службы к месту пожара;

- проверить включение в работу автоматической стационарной системы пожаротушения;

- удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

- при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

- прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

- организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, технологического оборудования, систем вентиляции и кондиционирования воздуха (привлечь для этого дежурный и обслуживающий персонал);

- обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций зданий, сооружений и др., воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

- организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить при необходимости их охрану.

При прибытии пожарных подразделений необходимо:

- указать руководителю тушения пожара место загорания и кратчайшие пути к нему;

- сообщить о нахождении людей в опасной зоне и ходе эвакуации;

- обеспечить указание местонахождения и сопровождения к источникам водоснабжения, средствам пожаротушения и связи;

- организовать работу членов добровольной дружины (дружин) и работников по оказанию помощи пожарным при боевом развертывании, прокладке рукавных линий, эвакуации материальных ценностей и проведению других работ согласно указаниям руководителя тушения пожара.

Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей, а также не разбивать стекла. Покидая помещение или здание, необходимо закрыть за собой все двери и окна в целях уменьшения притока свежего воздуха, способствующего быстрому распространению огня.

Порядок расследования пожаров

После каждого случая пожара и загорания, произошедшего на объекте, независимо от его последствий администрация обязана выяснить все обстоятельства, способствующие возникновению и развитию пожара.

При возгораниях, которые устранены силами пожарных формирований организации, расследование проводится комиссией организации в порядке, установленном приказом руководителя организации.

В состав комиссии могут включаться по согласованию местные органы государственного пожарного надзора.

Основная задача комиссии - установить причину и обстоятельства возникновения пожара или загорания и виновных в этом лиц.

Служебное расследование проводится в 10-дневный срок. По итогу расследования издается документ, в котором указывается:

- наименование и местонахождение предприятия, учреждения или организации;

- дата, время и место возникновения пожара или загорания;

- силы и средства, участвовавшие в ликвидации пожара или загорания;

- инициалы, возраст, место работы, должность и обстоятельства поражения потерпевших;

- информация об уничтоженном и поврежденном огнем имуществе;

- какие производственные мощности выведены из строя;

- причины и обстоятельства возникновения пожара (по чьей вине возник пожар);

- обеспеченность объекта средствами пожаротушения и водой для тушения пожара;

- кто проводил расследование (ведет предварительное следствие);

- принятые меры по ликвидации последствий пожара;

- роль администрации предприятия, учреждения, организации в деле предупреждения пожаров.

Руководители организаций разрабатывают конкретные мероприятия и осуществляют их выполнение по устранению последствий и причин пожара или загорания. О результатах и принятых мерах докладывают вышестоящим организациям.

В каждой организации в целях профилактики пожаров (загораний) и выработки мер по их предупреждению должен вестись учет и анализ пожаров и загораний, который осуществляют специально назначенные лица.

Меры пожарной безопасности, предъявляемые к содержанию территории организации

Соблюдение требований, норм, правил и стандартов пожарной безопасности позволяет свести к минимуму вероятность возникновения пожаров по неосторожности при обращении с огнем, курении, снизить возможность распространения горения, сохранить жизнь и здоровье людей, свести до минимума материальные потери.

Вопросы соблюдения установленного противопожарного режима содержания территории объектов, противопожарных разрывов и других противопожарных норм определены ППБ РБ 1.01-94 и отраслевыми правилами пожарной безопасности.

Эффективной мерой против распространения пожаров являются противопожарные разрывы и преграды, а также продуманная внутренняя планировка зданий и устройство различных противопожарных преград и отсеков, изолированных несгораемыми конструкциями.

Противопожарные разрывы между открытыми складами, зданиями и сооружениями, проезды и подъезды к зданиям должны отвечать требованиям соответствующих отраслевых норм и правил пожарной безопасности. Противопожарные разрывы между производственными зданиями устанавливаются в зависимости от степени огнестойкости одного и другого здания.

При любых вариантах расстановки транспорта, в т.ч. для разгрузки и погрузки различных грузов, проезд для движения пожарных машин должен оставаться свободным.

По всем зданиям и сооружениям должен быть обеспечен свободный доступ.

Не допускается загромождать проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам.

Дороги и полосы для проезда пожарных автомобилей должны быть с покрытием и уклоном для отвода поверхностных вод. Посадка деревьев и кустарников в пределах полосы не допускается.

Территория организаций, имеющих пожароопасные и взрывоопасные участки, должна охраняться. Въезд на такую территорию следует допускать только при наличии специального пропуска.

Железнодорожные переезды и переходы на территории организации должны быть свободными для пропуска пожарных автомобилей и иметь сплошные настилы на уровне с головками рельсов. Оставлять на железнодорожных переездах подвижной состав запрещается.

При проведении ремонтных и других работ на дорогах необходимо устанавливать указатели направления объезда или устраивать через ремонтируемые участки переезды шириной не менее 3,5 м.

Территорию организации следует обозначить предупредительными знаками безопасности согласно СТБ 1392-2003 «Система стандартов пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 28.04.2003 № 22, и плакатами по безопасному проведению работ.

На въезде на территорию вывешивается схема движения транспорта, размещения пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения. Указатели пожарных водоисточников в темное время суток должны быть освещены.

Для курения, разведения костров и применения открытого огня следует отводить специальные места. Выбор таких мест согласовывается с местными органами государственного пожарного надзора.

 

 

Примечание: С 25 мая 2011 г. постановление МЧС РБ от 15.02.2010 № 6 «О некоторых вопросах органов государственного пожарного надзора» на основании постановления МЧС РБ от 11.05.2011 № 25 утратило силу.

С 9 июня 2011 г. в п.11 части первой ст.36 Закона РБ от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» на основании Закона РБ от 30.11.2010 № 196-З внесены дополнения.

С 15 июля 2011 г. в Общие правила пожарной безопасности Республики Беларусь для общественных зданий и сооружений. ППБ 1.04-2002, утвержденные приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 28.01.2003 № 13, на основании приказа Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 15.06.2011 № 126 внесены изменения.

С 15 июля 2011 г. в Общие правила пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ РБ 1.01-94, утвержденные приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 30.12.1994 № 29, на основании приказа Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 15.06.2011 № 126 внесены изменения.

С 1 сентября 2011 г. в постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 27.06.2011 № 50 внесены изменения и дополнения.

С 23 апреля 2013 г. Указ Президента РБ от 03.03.1999 № 130 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 11.01.2013 № 22 утратил силу.

 

Комментарии запрещены.