[Google]

Рубрики

Комментарий к Трудовому Кодексу РБ

КОММЕНТАРИЙ


к главам 29, 31, 32, 35-37, 39 Трудового кодекса Республики Беларусь. С 25 июля 2014 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь»

Норма Трудового кодекса РБ

до 25 июля 2014 г.

с 25 июля 2014 г.

Глава 29. Особенности регулирования труда работников, проживающих (работающих) на территории радиоактивного загрязнения

Статья 328. Регулирование труда работников, работающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения и зоне с правом на отселение, постоянно (преимущественно) проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и зоне с правом на отселение


Лица, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и зоне с правом на отселение, при переселении имеют право на:
2) первоочередное трудоустройство на новом месте жительства с учетом профессии и квалификации переселяемого. При отсутствии возможности такого трудоустройства им обеспечиваются предоставление другой работы с учетом их желания и общественных потребностей или возможность
обучения новым профессиям (специальностям) (примечание) с сохранением в установленном порядке заработной платы на период обученияпрофессиональной переподготовки с сохранением в установленном порядке заработной платы на период получения образования
Комментарий. Внесены изменения в определение нормы получения профессиональной переподготовки

Глава 31. Гарантии работникам в связи с выполнением воинских обязанностей

Статья 338. Гарантии для работников, проходящих подготовку к военной службе

За работниками, проходящими подготовку к военной службе с отрывом от производства, на время обучения, включая проезд к месту учебы (сборов) и обратно, если это связано с выездом с
постоянного места жительства, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работыместа жительства, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы
Комментарий. Уточнена норма о предоставлении гарантий при прохождении подготовки к военной службе

Статья 339. Гарантии для работников, призванных на военные и специальные сборы

За военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с
постоянного места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работыместа жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок за все рабочие дни по месту работы
Работники, указанные в части первой настоящей статьи, не могут быть уволены с работы по инициативе нанимателя со дня получения повестки о призыве до возвращения с военных и специальных сборов, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателяРаботники, указанные в части первой настоящей статьи, не могут быть уволены с работы по инициативе нанимателя со дня получения повестки о призыве до возвращения с военных и специальных сборов, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя
Комментарий. Внесены изменения с учетом практики применения норм Трудового кодекса РБ (далее - ТК), связанной с расширением трактовки прекращения деятельности нанимателя

Статья 340. Гарантии для работников в связи с призывом или приемом на военную службу

Работникам, призванным или принятымРаботникам, призванным
на военную службу, выплачивается выходное пособие в размере, установленном статьей 48 настоящего Кодекса.
Работники освобождаются от работы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва или приема на военную службу, постановки или снятия с воинского учета, с сохранением за ними среднего заработка по месту работы
Работникам, допущенным к сдаче испытаний в учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям военного профиля, предоставляется время для следования к месту сдачи вступительных испытаний и обратно с сохранением места работы (должности) и среднего заработка по месту работы.
Работникам, направленным на диспансерное или стационарное обследование (лечение, медицинское освидетельствование), на время нахождения в организации здравоохранения сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы, а также возмещаются военным комиссариатом расходы по проезду к месту обследования (лечения, медицинского освидетельствования) и обратно по нормам, установленным Правительством Республики Беларусь
Работникам, допущенным к сдаче испытаний для получения образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов предварительного следствия Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, предоставляется время для следования к месту сдачи вступительных испытаний и обратно с сохранением места работы (должности) и среднего заработка по месту работы.
За работниками, направленными на медицинское освидетельствование, медицинское обследование, медицинский осмотр и медицинское переосвидетельствование, на время нахождения в государственной организации здравоохранения сохраняются место работы (должность) и средний заработок за все рабочие дни по месту работы, и им возмещаются военным комиссариатом расходы по проезду к месту медицинского освидетельствования, медицинского обследования, медицинского осмотра и медицинского переосвидетельствования и обратно по нормам, установленным Правительством Республики Беларусь
Комментарий. Внесены поправки в нормы, касающиеся получения образования, призыва ли приема на военную службу

Статья 341. Гарантии членам семей военнослужащих

Жены (мужья) военнослужащих и иные члены семей военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга, имеют право на первоочередное направление их органами государственной службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Органы государственной службы занятости осуществляют трудоустройство не позднее чем в двухмесячный срок со дня обращения жен, мужья которых призваны на срочную военную службу.
Жены (мужья) военнослужащих и иные члены семей военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга, имеют право на первоочередное направление их органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство не позднее чем в двухмесячный срок со дня обращения жен, мужья которых призваны на срочную военную службу.
Комментарий. Органы государственной службы занятости заменены на органы по труду, занятости и социальной защите

Статья 342. Гарантии для лиц, уволенных с военной службы


Органы государственной службы занятости совместно с республиканским органом государственного управления

Органы по труду, занятости и социальной защите совместно с республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику
в области обороны, иными заинтересованными принимают меры по трудоустройству и профессиональной подготовке военнослужащих, уволенных с военной службы
Комментарий. Нормы ст.342 приведены в соответствие с принятыми изменениями в ТК

Глава 32. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству

Статья 343. Общие положения о работе по совместительству

Совместительство - выполнение работником в свободное от основной работы время
другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора.
В трудовом договоре обязательно указывается, что работа является совместительством.
Для работы по совместительству согласия нанимателя по месту основной работы не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами
оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.
В трудовом договоре обязательно указывается, что работа является совместительством.
Заключение трудовых договоров о работе по совместительству с несколькими нанимателями допускается, если иное не установлено законодательными актами.
Для работы по совместительству согласия нанимателя по месту основной работы не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами
Комментарий. Внесены изменения в понятие «совместительство». На законодательном уровне закреплено право работника заключать трудовые договоры с несколькими нанимателями

Статья 344. Документы, предъявляемые при приеме на работу по совместительству

При приеме на работу по совместительству к другому нанимателю работник обязан предъявить документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу, требующую специальных знаний, наниматель вправе потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовке, а при приеме на тяжелую работу или работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работыПри приеме на работу по совместительству к другому нанимателю работник обязан предъявить документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу, требующую специальных знаний, наниматель вправе потребовать от работника предъявления документа об образовании или документа об обучении, а при приеме на тяжелую работу или работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работы
Комментарий. Нормы ст.344 приведены в соответствие с принятыми изменениями в законодательные акты

Статья 345. Продолжительность работы по совместительству

Статья 345. Продолжительность рабочего времени по совместительству

Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной статьями 111-114 настоящего КодексаПродолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной статьями 111-114 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью второй настоящей статьи.
Работники, находящиеся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя в случаях необходимости временной приостановки работ или уменьшения их объема, могут работать по совместительству полный рабочий день (смену)
Комментарий. Изменения дают возможность работать по совместительству в выходные дни, в свободное время, при вынужденном простое предприятия

Статья 348. Ограничения работы по совместительству

При совместительстве в государственных организациях запрещается совместная работа
родственников, связанная с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью (статья 27)лиц, указанных в статье 27 настоящего Кодекса, связанная с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью
Комментарий. Нормы ст.348 приведены в соответствие с принятыми изменениями в ТК

Статья 349. Гарантии и компенсации работающим по совместительству

Гарантии и компенсации, предусмотренные работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются только по основному месту работы.
Гарантии и компенсации, предусмотренные работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются только по основному месту работы.
Комментарий. Нормы ст.349 приведены в соответствие с принятыми изменениями в ТК

Статья 351. Иные особенности регулирования работы по совместительству

Статья 351. Иные особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству

Иные особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников в части оплаты за трудовой отпуск или выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск устанавливаются Правительством Республики БеларусьИные особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, для отдельных категорий работников (в том числе определение работы, которая не является совместительством) устанавливаются Правительством Республики Беларусь
Комментарий. Нормы ст.351 приведены в соответствие с принятыми изменениями в законодательные акты

Глава 35. Соглашения, коллективные договоры

Статья 364. Содержание коллективного договора

Коллективный договор может содержать положения об (о):
7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
7) обеспечении занятости, профессиональной подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
Комментарий. Статья 364 дополнена понятием профессиональной подготовки в части определения положений коллективного договора

Статья 367. Срок действия коллективного договора, соглашения


При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев

При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При смене собственника государственных унитарных предприятий в процессе приватизации государственного имущества этих унитарных предприятий и их преобразования в открытые акционерные общества сохраняется действие коллективного договора в части регулирования трудовых и социально-экономических отношений до окончания срока его действия
Комментарий. Нормы статьи приведены в соответствие с принятыми изменениями в законодательные акты

Статья 370. Регистрация коллективных договоров, соглашений


Регистрацию генеральных, тарифных и местных соглашений осуществляют соответственно республиканский орган государственного управления по труду и его местные органы

Регистрацию генеральных, тарифных и местных соглашений осуществляют соответственно республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в области труда, и его местные органы
Комментарий. Нормы ст.370 приведены в соответствие с принятыми изменениями в законодательные акты

Статья 375. Контроль за исполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за исполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами, а также
специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.профсоюзами в порядке, установленном законодательными актами
Комментарий. Нормы статьи приведены с учетом практики их применения

Глава 36. Разрешение коллективных трудовых споров

Статья 379. Предъявление и рассмотрение требований

Статья 379. Предъявление и рассмотрение требований. Формы рассмотрения коллективного трудового спора

В случае возникновения разногласий при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров.
Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция - не менее двух третей делегатов
В случае возникновения между сторонами коллективных трудовых отношений разногласий по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция - не менее двух третей делегатов. При этом в случае возникновения разногласий при заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами коллективного трудового спора) с начала ведения коллективных переговоров
Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю.
Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в трехдневный срок
Республиканский трудовой арбитраж о возникшем спорес даты отказа в удовлетворении всех или части требований Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о возникшем коллективном трудовом споре.
Коллективные трудовые споры рассматриваются:
1) примирительной комиссией;
2) с участием посредника;
3) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным
Комментарий. Установлен новый порядок разрешения трудовых споров, а именно поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров (примирительная комиссия, с участием посредника, в трудовом арбитраже), что упростит процедуру урегулирования возникших разногласий за счет возможности принятия окончательного решения на любом этапе

Статья 380. Примирительная комиссия

При отказе нанимателя от удовлетворения всех или части требований работников или неуведомлении о своем решении в трехдневный срок создается примирительная комиссия.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. При недостижении решения об этом нейтральный член комиссии в пятидневный срок назначается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении
При отказе нанимателя от удовлетворения всех или части требований работников или неуведомлении о своем решении в трехдневный срок создается примирительная комиссия.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении
Комментарий. Часть третья ст.380 удалена для приведения норм ТК к новому порядку разрешения трудовых споров согласно Указу Президента РБ от 23.07.2013 № 320 «О некоторых вопросах урегулирования коллективных трудовых споров» (далее - Указ № 320)

Статья 381. Порядок работы примирительной комиссии

Примирительная комиссия проводит необходимые консультации с представительным органом работников (статья 354), нанимателем, собственником или уполномоченным им органом и в пятидневный срок с момента избрания (назначения) нейтрального члена принимает большинством голосов предложения по урегулированию коллективного трудового спора, которые в письменной форме направляет сторонам.
При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии коллективный трудовой спор прекращается
Примирительная комиссия проводит необходимые переговоры с представительными органами работников (статья 354), нанимателем, собственником или уполномоченным им органом и в пятидневный срок с даты ее создания принимает по соглашению сторон решение по возникшему коллективному трудовому спору, которое оформляется протоколом и в письменной форме направляется сторонам коллективного трудового спора.
При согласии с решением примирительной комиссии коллективный трудовой спор прекращается.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора по соглашению между ними могут обратиться к посреднику либо в трудовой арбитраж
Комментарий. Внесены правки в порядок работы примирительной комиссии. Статья 381 приведена в соответствие с подп.1.4 и 1.5 п.1 Указа № 320

Статья 382. Посредничество

При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику, который после консультаций (в том числе конфиденциальных) со сторонами вносит не позднее чем в пятидневный срок предложение по разрешению коллективного трудового спора.
Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в пятидневный срок путем проведения посредником консультаций со сторонами (в том числе конфиденциальных) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения на основе предложений посредника.
Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами коллективного трудового спора.

При недостижении согласия между сторонами коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора могут обратиться в трудовой арбитраж
Комментарий. Статья приведена в соответствие Указом № 320

Статья 383. Трудовой арбитраж

При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашению между собой не позднее чем в пятидневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж.
Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями.
Решение
трудового арбитража в письменной форме не позднее чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер.
Решение трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудительного исполнения.
Персональный состав трудового арбитража, создаваемого сторонами, определяется в соответствии с требованиями статьи 384 настоящего Кодекса. Количественный состав трудового арбитража, порядок рассмотрения в нем коллективных трудовых споров, правила принятия решений и иные вопросы его деятельности, за исключением вопросов, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, определяются в коллективном договоре, соглашении либо по соглашению сторон.
Расходы, связанные с рассмотрением коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, возмещаются сторонами в порядке, установленном законодательством
Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым по соглашению между нанимателем (нанимателями, объединениями нанимателей) и работниками в лице их представительных органов в целях разрешения коллективного трудового спора.
Соглашение о создании
трудового арбитража заключается в письменной форме.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже при недостижении согласия по его разрешению в примирительной комиссии либо с участием посредника.
Наниматель обязан в трехдневный срок с даты создания трудового арбитража уведомить об этом Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Коллективный трудовой спор рассматривается трудовым арбитражем с участием трудовых арбитров (трудового арбитра), избираемых (избираемого) по соглашению сторон коллективного трудового спора.
Решение по коллективному трудовому спору выносится трудовым арбитражем
не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня избрания трудовых арбитров (трудового арбитра) и имеет для сторон рекомендательный характер, за исключением решений, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи.
Решение трудового арбитража носит обязательный характер по коллективным трудовым спорам:
1) об исполнении коллективных договоров, соглашений;
2) в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку (часть третья статьи 388);
3)
если стороны коллективного трудового спора заключили соглашение об обязательности этого решения.
При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждая из сторон коллективного трудового спора имеет право в месячный срок обратиться в суд для его принудительного исполнения. Решение трудового арбитража по коллективным трудовым спорам об исполнении коллективных договоров, соглашений, а также в организациях, в которых законодательством установлены ограничения в реализации права на забастовку, может быть обжаловано в суд в десятидневный срок со дня получения.
Количественный и персональный состав трудового арбитража, порядок рассмотрения в нем коллективных трудовых споров, правила принятия решений и иные вопросы его деятельности определяются по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством.
Расходы, связанные с рассмотрением коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, определяются по соглашению между сторонами коллективного трудового спора и трудовыми арбитрами (трудовым арбитром)
Комментарий. Установлено, что порядок рассмотрения в трудовом арбитраже коллективных трудовых споров, правила принятия решений и иные вопросы его деятельности определяются по соглашению сторон

Статья 384. Трудовые арбитры

Трудовыми арбитрами могут быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет.
Списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров (кадровый реестр трудовых арбитров Республики Беларусь), составляются Республиканским трудовым арбитражем с учетом предложений органов государственного управления, других нанимателей, по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров.
В число трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору.
Повышение квалификации трудовых арбитров осуществляется Республиканским трудовым арбитражем совместно с республиканскими органами государственного управления по вопросам труда, юстиции, местными исполнительными и распорядительными органами
Трудовой арбитр - физическое лицо, отвечающее требованиям, установленным частями второй-четвертой настоящей статьи, включенное в состав созданного сторонами коллективного трудового спора трудового арбитража в качестве незаинтересованного лица в целях оказания содействия в разрешении коллективного трудового спора.
Трудовым арбитром может быть лицо, имеющее, как правило, высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее пяти лет.
Трудовой арбитр, участвующий в рассмотрении коллективного трудового спора, не вправе быть представителем какой-либо стороны.
Трудовым арбитром не может быть лицо:
1) признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) имеющее судимость;
3) полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, адвоката, медиатора были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, - в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Трудовой арбитр при рассмотрении коллективного трудового спора обязан:
1) руководствоваться законодательством;
2) быть объективным;
3) соблюдать конфиденциальность;
4) содействовать достижению взаимопонимания и примирению сторон коллективного трудового спора;
5) предоставлять сторонам коллективного трудового спора равные возможности для защиты своих прав и законных интересов;
6) учитывать интересы, мнения и предложения сторон коллективного трудового спора, возможности материального, производственного и финансового обеспечения принятых на себя этими сторонами обязательств.
Трудовой арбитр имеет право запрашивать от сторон коллективного трудового спора документы, информацию, необходимые для разрешения спора.
Вмешательство в деятельность трудового арбитра при разрешении коллективного трудового спора не допускается.
Освобождение трудового арбитра от выполнения обязанностей по месту работы на период рассмотрения коллективного трудового спора производится по ходатайству сторон коллективного трудового спора на срок общей продолжительностью не более одного календарного месяца в течение календарного года.
На время рассмотрения коллективного трудового спора трудовому арбитру предоставляются гарантии в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
Списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров для рассмотрения коллективного трудового спора, ведутся областными и Минским городским исполнительными комитетами
с учетом предложений органов государственного управления, нанимателей, представительных органов работников по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров
Комментарий. Установлены порядок и условия деятельности трудовых арбитражей, конкретные требования к трудовым арбитрам. Функции по составлению списков лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров для рассмотрения коллективного трудового спора, возложены на местные исполнительные и распорядительные органы

Статья 385. Республиканский трудовой арбитраж

Республиканский трудовой арбитраж является постоянно действующим трудовым арбитражем и создается для:
1) рассмотрения коллективных трудовых споров, отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом;
2) координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представительных органов работников по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения;
3) ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения квалификации);
4) методического руководства системой примирения, посредничества и арбитража;
5) регистрации трудовых арбитражей;
6) ведения учета коллективных трудовых споров, рассматриваемых трудовыми арбитражами, обобщения арбитражной практики по их рассмотрению, изучения причин и условий возникновения споров и подготовки предложений по их устранению.
К исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража при наличии условий, предусмотренных частью первой статьи 383 настоящего Кодекса, относятся коллективные трудовые споры:
1) в объединениях, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
2) об исполнении коллективных договоров и соглашений;
3) в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку (часть третья статьи 388);
4) возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях.
По соглашению стороны могут обратиться в Республиканский трудовой арбитраж и в других случаях.
Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей.
Положение о Республиканском трудовом арбитраже утверждается Президентом Республики Беларусь
Статья исключена из ТК
Комментарий. Статья удалена в соответствии с приведением норм ТК с Указом № 320 (ликвидация Республиканского трудового арбитража)

Статья 386. Рассмотрение коллективных трудовых споров Республиканским трудовым арбитражем

Коллективные трудовые споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе трех арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных Председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. При недостижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает Председатель Республиканского трудового арбитража.
Коллективный трудовой спор рассматривается с участием представителей сторон, а в необходимых случаях - с привлечением экспертов.
Решение по коллективному трудовому спору выносится не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения заявления. Срок рассмотрения коллективного трудового спора может быть продлен Председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц.
Решение по коллективному трудовому спору принимается большинством голосов трудовых арбитров. Решение по коллективным трудовым спорам, предусмотренным пунктами 2 и 3 части второй статьи 385 настоящего Кодекса, обязательны для сторон коллективного трудового спора. В остальных случаях решение Республиканского трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение о выполнении этого решения.
По спорам об исполнении коллективных договоров, соглашений Республиканский трудовой арбитраж вправе на основании мотивированного заключения экспертов признать отдельные положения коллективного договора, соглашения не имеющими юридической силы.
Решение по коллективным трудовым спорам, предусмотренным пунктами 2 и 3 части второй статьи 385 настоящего Кодекса, может быть в десятидневный срок со дня получения обжаловано в суд.
В случае неисполнения обязательного для сторон решения Республиканского трудового арбитража заинтересованная сторона в месячный срок со дня его получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения
Статья исключена из ТК
Комментарий. Статья удалена в соответствии с приведением норм ТК с Указом № 320 (ликвидация Республиканского трудового арбитража)

Статья 388. Забастовка


Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев после отклонения предложений примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж - после отклонения предложений посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением случая, если оно имеет для сторон обязательную силу.

Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора в примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж - со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора с участием посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением решения, которое носит для сторон обязательный характер.
Комментарий. Внесены поправки и уточнения в понятие забастовки и условия ее проведения

Глава 37. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей

Статья 405. Письменные договоры о полной материальной ответственности


С учетом примерного перечня, указанного в части второй настоящей статьи, наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии - самостоятельно утвердить
примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственностиперечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности
Комментарий. Из части третьей ст.405 исключено слово «примерный» для перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности

Глава 39. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Статья 462. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций
Надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора), в порядке, установленном законодательством.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных организаций
Комментарий. Нормы ст.462 приведены с учетом практики их применения

Статья 463. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.
Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном законодательными актами.
Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов в порядке, установленном законодательством

Статья 464. Взаимодействие органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Статья 464. Взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), за соблюдением законодательства о труде

При осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля взаимодействуют между собой, а также с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами.
Координация деятельности государственных органов надзора и контроля, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере труда
При осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства о труде органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора), взаимодействуют между собой, а также с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами
Комментарий. Нормы ст.464 изменены с учетом практики их применения

 

 

 

Комментарии запрещены.