[Google]
Проект 2 Limona

Рубрики

нструкция по охране труда для дорожных рабочих

 

_________________________________________

(наименование организации)

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
профсоюзного комитета
от ______________ № ______
УТВЕРЖДЕНО
Приказ от ___________ № _____
илиили
СОГЛАСОВАНО
Уполномоченное лицо по охране
труда работников организации
____________  ____________________
(подпись)      (фамилия, инициалы)
____________
(дата)
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель организации
(заместитель руководителя организации, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда)
___________  ____________________
(подпись)      (фамилия, инициалы)
___________
(дата)

Инструкция

по охране труда

для дорожных рабочих

(при строительстве и ремонте автодорог)

_____________________________________________
(номер инструкции либо другие ее реквизиты)

Глава 1
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. Дорожный рабочий при приеме на работу должен пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по технике безопасности, а перед началом работы - инструктаж на рабочем месте.

Инструктаж должен производиться также при каждом переходе на другую работу или при изменении условий работы.

Рабочие комплексных бригад должны быть проинструктированы и обучены безопасным приемам по всем видам выполняемых ими работ.

2. Повторный инструктаж должен производиться для всех рабочих не реже 1 раза в 6 месяцев. Проведение инструктажа регистрируется в журнале определенной формы.

3. К установке лотков, парапетов и других бетонных изделий с помощью крана допускаются рабочие, имеющие квалификацию стропальщика и прошедшие инструктаж по безопасным приемам выполнения этих работ.

4. К работе с пневмо- и электроинструментом допускаются дорожные рабочие прошедшие специальное обучение и инструктаж по технике безопасности. Работающие с электроинструментом должны иметь II квалификационную группу по электробезопасности.

5. Дорожный рабочий обязан:

выполнять только ту работу, на которую он назначен и по которой прошел инструктаж. Запрещается отвлекаться от своей работы, за исключением обстоятельств, связанных с необходимостью предотвращения несчастного случая или аварии, запрещается заходить в опасные зоны;

пользоваться выданными ему спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными и предохранительными средствами. При этом он обязан следить за сроками очередных испытаний предохранительных средств по штампам на них. Пользоваться предохранительными средствами, не прошедшими очередных испытаний, запрещается.

соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, не допускать его захламления.

6. Запрещается выполнять работы в темное время суток без освещения или при недостаточном освещении, а также во время тумана, сильного дождя и снегопада.

7. При строительстве проезжей части на автомобильной дороге с открытым движением автотранспорта не разрешается:

работать без предупредительных знаков и ограждений;

выходить за установленные ограждения на открытую для движения полосу дороги.

8. При выполнении работ на проезжей части автомобильной дороги с открытым движением автотранспорта дорожным рабочим запрещается:

приближаться к работающим дорожно-строительным машинам (каткам, скреперам, укладчикам и т.п.) ближе, чем на 5 м;

выходить за установленные ограждения на открытую для движения полосу дороги;

проходить между работающими катками и другими движущимися машинами;

отдыхать на рабочих площадках, под неработающими машинами и в зоне движения транспорта;

работать или находиться в опасной зоне стрелы подъемного крана или экскаватора;

садиться в транспортное средство и выходить из него, открывать и закрывать борта, производить разгрузку или погрузку материалов до полной остановки транспортного средства.

9. Дорожный рабочий не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:

неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих или инструмента в инструкциях завода-изготовителя которых они указаны как ситуации, при которых не допускается их применение;

несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента;

недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;

отсутствии ограждений, требуемых знаков безопасности, сигналов, обеспечивающих безопасность труда.

10. При выполнении работ на высоких и крутых откосах и на высоте (выше 1 м над площадкой при отсутствии подмостей) рабочий обязан пользоваться предохранительным поясом и закрепляться за прочную опору. Место закрепления карабина должно быть указано мастером (прорабом).

В соответствии с отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) дорожные рабочие должны быть обеспечены следующими СИЗ:

 

Наименование спецодежды,
спецобуви и других СИЗ
Классификация (маркировка) средств индивидуальной защиты по защитным свойствам
Сроки носки,
(в месяцах)
Костюм х/б
ЗМи
12
Рукавицы комбинированные
Ми
до износа
Ботинки кожаные
Ми
12
Жилет сигнальный
Со
до износа
Плащ непромокаемый
Вн
36
На наружных работах зимой дополнительно:
Куртка х/б на утепляющей прокладке
Тн
36
Брюки х/б на утепляющей прокладке
Тн
36
Валенки
Тн20
48
Галоши
24

 

11. В процессе работы на дорожного рабочего могут действовать следующие опасные и вредные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

перемещаемые машинами изделия, конструкции, материалы;

опасные зоны выполнения работ (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами);

повышенный уровень шума;

повышенная загазованность воздуха;

оборудование, инструмент, приспособления;

метеорологические условия, повышенная и пониженная температура воздуха;

наличие скользких мест;

обрушение грунта в месте выполнения работ;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструментов и оборудования;

физические и нервные перегрузки;

освещенность рабочего места;

горячие асфальтобетонные смеси;

несоблюдение технологии производства работ.

12. Дорожный рабочий должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую и производственную дисциплину, требования охраны труда, установленные правовыми актами.

13. Дорожный рабочий должен знать и соблюдать правила пожарной безопасности, знать местонахождение первичных средств пожаротушения, уметь правильно использовать их. В случае пожара необходимо вызвать по телефону 101 аварийно-спасательную службу.

14. Дорожным рабочим запрещается употреблять, а также находиться на рабочем месте, в рабочее время, на территории организации или в месте выполнения работ в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

15. Отдыхать и курить разрешается только в специально установленных местах.

16. Дорожный рабочий должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи необходимо мыть руки с применением мыла. Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (питьевые бачки, фонтанчики и т.п.).

17. Запрещается нахождение в зоне производства работ посторонних лиц и лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

18. За невыполнение требований настоящей инструкции дорожный рабочий несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

19. Перед началом работы необходимо:

подготовить необходимый для работы инструмент, приспособления, СИЗ и проверить их исправность;

осмотреть рабочее место, убедиться в наличии ограждающих устройств, необходимых дорожных знаков согласно утвержденной схеме. Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы) на участке работы должны быть ограждены щитами (заборами) с сигнальными фонарями, зажигаемыми с наступлением темноты;

получить инструктаж о применяемой сигнализации, подаваемой жестами, флажками, о порядке движения, маневрирования дорожных машин и транспортных средств, местах разворота, въездах и съездах, местах складирования материалов и хранения инвентаря;

предъявить руководителю удостоверение о прохождении проверки знаний безопасных методов работ и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

выполнять работы порученные только непосредственным руководителем (производителем работ, мастером);

надеть спецодежду, спецобувь, сигнальный жилет, каску установленного образца и другие СИЗ, необходимые для выполнения работ.

20. К выполнению дорожных работ разрешается приступить после полного обустройства места работ всеми необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями, а также после приведения в порядок спецодежды, спецобуви и других защитных индивидуальных средств.

21. При укладке асфальтобетонной смеси брюки должны быть выпущены поверх ботинок (сапог) во избежание попадания в обувь горячей асфальтобетонной смеси.

Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

22. Во время работы дорожный рабочий обязан:

включать сигнальное освещение в темное время суток;

включать светильники для освещения рабочих мест в темное время суток. Светильники должны быть расположены таким образом, чтобы исключалось слепящее действие светового потока.

23. Дорожные рабочие, занятые на укрепительных работах, для передвижения по поверхности откосов и конусов должны применять переносные деревянные трапы и подмости. Запрещается приступать к укрепительным работам на мокрой или мерзлой поверхности откоса.

24. При устройстве дорожных покрытий и оснований комплектом машин, дорожным рабочим, обслуживающим эти машины, запрещается:

при работе грунтосмесительной машины находиться в радиусе 15 м от работающей машины;

во время работы распределителя находиться в его бункере, а также в кузове автомобиля-самосвала;

при работе автогудронатора во время разлива находиться ближе 10 м от распределительных труб;

при загрузке бункера асфальтоукладчика горячей смесью находиться вблизи его боковых стенок;

очищать бункер во время работы укладчика или распределителя;

во время работы машин регулировать толщину распределяемого или укладываемого слоя, а также регулировать виброплиты щебнеукладчика, поправлять или менять ремни вибраторов;

подниматься в кузов автомобиля-самосвала при затрудненной выгрузке смеси. Застрявшую в кузове автомобиля-самосвала смесь разрешается выгружать только с помощью специальных скребков или лопаткой с ручкой длиной не менее 2 м, стоя на земле.

25. Дорожные рабочие, обслуживающие автоцементовозы, распределители цемента, автомобили-самосвалы, используемые для доставки и распределения цемента, извести или зол уноса, при выполнении работ на укрепляемой полосе должны находиться с наветренной стороны от работающих машин.

26. Швы в свежеуложенном бетоне следует нарезать с соблюдением следующих мер безопасности:

при передвижении нарезчика не должно быть рабочих на рабочем мостике: вибронож разрешается опускать только при остановленной машине;

запрещается становиться на вибронож или класть груз для усиления виброножа.

27. При устройстве сборных бетонных покрытий плиты необходимо укладывать от себя в направлении строящегося покрытия. При этом кран должен находиться на уложенных в покрытие плитках. Рабочим запрещается становиться на плиту во время ее укладки на основание и находиться под вывешенной плитой во время ее осмотра.

28. При уплотнении смеси катком при устройстве дорожных покрытий и оснований следует соблюдать следующие меры безопасности:

перед началом движения катка или перед переменой направления движения должен подаваться звуковой сигнал. При этом рабочие должны отойти в сторону на 5 м;

при работе одновременно нескольких катков дорожным рабочим запрещается проходить между ними.

29. Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки асфальтобетонной смеси разрешается только по сигналу асфальтобетонщика (дорожного рабочего). Перед началом движения водитель обязан подать звуковой сигнал.

30. При работе автоцементовозов, распределителей цемента, автомобилей-самосвалов, используемых для доставки и распределения цемента, извести при выполнении работ на укрепляемой полосе рабочие должны находиться с наветренной стороны от работающих машин.

31. Запрещается подходить к самосвалу до полной его остановки, стоять у бункера укладчика и находиться под поднятым кузовом в момент разгрузки самосвала.

32. При приемке материалов (песка, щебня, гравия и т.п.), доставляемых автосамосвалами для устройства дорожного покрытия, дорожные рабочие обязаны:

находиться во время подъезда автосамосвала на обочине дороги в поле зрения водителя;

подходить к автосамосвалу для его разгрузки только после его остановки и поднятия кузова;

очищать кузов автосамосвала от остатков доставленного материала только скребками или лопатой с удлиненной рукояткой в положении стоя на земле.

33. При устройстве и профилировании дорожного основания из песка, пескоцемента, гравия, щебня и других материалов с последующим их уплотнением катком следует:

находиться при укладке материалов с применением машин за пределами опасной зоны, возникающей в местах работы машин;

визирование, отсыпку или снятие лишнего объема материалов (песка, щебня и др.) выполнять только на участках, где закончена работа машинами или во время перерывов в их работе.

34. Дорожным рабочим запрещается отдыхать в зоне работающих машин, лежать и сидеть на проезжей части дороги и поблизости от мест движения машин.

35. Запрещается выходить за установленные ограждения рабочей зоны строительного участка на открытую полосу движения транспортных средств. В случае необходимости следует устраивать охраняемый переход.

36. Материалы, вывезенные на линию для ремонта дороги, следует складывать на обрезе или обочине, прилегающей к ремонтируемой стороне дороги. При складировании материалов на обочине не огражденного участка дороги необходимо установить перед ними на расстоянии 5-10 м по ходу движения барьер переносного типа и дорожный предупреждающий знак «Ремонтные работы».

37. Складировать материалы на обрезе дороги, проходящей в выемке, разрешается не более 1 м от бровки выемки.

38. Запрещается складирование на откосах насыпей и выемок.

39. Сыпучие материалы (песок, щебень, гравий) размещать в компактных объемах с крутизной откосов, соответствующих углу естественного откоса.

40. Кирпич в пакетах на поддонах складировать не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м с порядной перевязкой.

41. Бортовые и бордюрные камни, укрепительную плитку, лотки и брусчатку следует складировать в штабели высотой не более 1,2 м.

42. Фундаментные блоки следует складировать в штабель, высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками.

43. Круглый лес складировать в штабели, высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания.

44. Пиломатериалы складировать в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля.

45. Во время работы бетонолома рабочая зона воздушного молота должна быть ограждена висячими цепями или металлическими сетками для защиты от осколков разбиваемого бетона.

46. При работе с отбойным молотком рабочий должен:

следить за тем, чтобы буртик пики всегда прижимался к буксе;

не заглублять пику в дорожное покрытие до упора концевой пружины;

при необходимости отвала пикой вырубленных кусков дорожных покрытий останавливать отбойный молоток, выключая подачу сжатого воздуха.

47. При необходимости вырубки дорожных покрытий с применением кувалды, зубила, клиньев, топоров необходимо соблюдать интервал между работающими, обеспечивающий безопасность производства работ.

48. При прогрохотке щебня, гравия и других материалов, грохоты должны устанавливаться с подветренной стороны от работающих на таком расстоянии, чтобы пыль не падала на работающих.

49. При производстве ремонтных работ с использованием передвижных (ручных) битумных котлов и гудронаторов необходимо соблюдать следующие правила:

котел следует устанавливать не ближе 50 м места работы с учетом преобладающего направления ветра;

котел следует загружать со стороны, противоположной топке;

загружать котел следует постепенно и осторожно, не бросая кусков битума в подогретый материал, чтобы избежать ожогов брызгами битума, не разрешается загружать котел более чем 3/4 его объема;

в качестве активного пеногасителя разрешается применять препарат СКТН-1. Предварительно взболтанная жидкость в количестве двух-трех капель вводится капельницей или пипеткой в битум при достижении им температуры 95-97°С. Если при достижении битумом температуры 100-105°С будет наблюдаться вспенивание, следует повторно ввести препарат;

при возгорании битума в котле следует плотно закрыть горловину крышкой и заглушить топку. Для тушения пролившегося из котла битума нужно применять пеногонные огнетушители и песок. Запрещается использовать для этих целей воду;

при разливе битума из распределительного шланга необходимо следить за тем, чтобы в зоне, где производится разлив, никого не было. Во время перерыва в работе сопло распределительной трубы нужно опустить.

50. В случае необходимости ручного разлива горячего битума (например, лейками) при мелком ямочном ремонте набирать битум из котла следует черпаком с рукоятью длиной не менее 1 м, наполняя ковш на 3/4 его емкости. Емкость ручных леек не должна превышать 10-12 л.

51. Запрещается измерять температуру асфальтобетонной смеси в кузове до полной остановки автомобиля.

52. При выгрузке смеси из автомобиля-самосвала рабочие должны находиться в стороне, противоположной опрокидыванию кузова.

53. Разноска горячей асфальтобетонной смеси совковыми лопатами вручную допускается на расстояние не более 8 м. Запрещается перебрасывать горячую смесь.

54. При необходимости подачи горячей асфальтобетонной смеси к месту укладки на расстояние более 8 м следует применять тачки или носилки.

55. Распределять и разравнивать асфальтобетонную смесь необходимо в специальной обуви и рукавицах, находясь вне полосы горячей смеси.

56. Грузить бордюрные камни следует при помощи подъемных механизмов, оборудованных специальными захватами (клещами).

57. Переносить бордюрные камни должны одновременно четверо рабочих при помощи клещей. Запрещается перемещать бордюрный камень волоком.

58. Бортовые брусья, устанавливаемые на уровне старого покрытия, должны быть прочно закреплены стальными Г-образными штырями перед укладкой бетонной смеси.

59. При уплотнении бетонной смеси запрещается становиться на вибратор или утяжелять его грузом.

60. При зимнем содержании автодорог запрещается рассыпать противогололедные материалы вручную с движущихся транспортных средств.

Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

61. По окончании работы дорожные рабочие должны соблюдать следующие меры безопасности:

очистить от грязи и убрать в отведенное место инструменты, применяемые в работе;

погасить огонь в топке печи, битумного котла, если они работали в течение смены;

убрать дорожные знаки, ограждения, если открыт путь движения транспорта по ремонтируемому участку;

сдать СИЗ в кладовую;

сообщить обо всех неполадках, имевших место во время работы производителю работ (мастеру);

вымыть руки и лицо с мылом или, по возможности, принять душ.

62. Попавший на кожу битум следует удалить чистой ветошью, смоченной дизтопливом или керосином, а затем смыть теплой водой с мылом.

63. Для смывания токсичных растворителей, в случае попадания их на кожу, следует пользоваться растворителями (ацетоном или спиртом-сырцом), чистой водой и нейтральным мылом.

64. При работе с кислотами, применяемыми в качестве отвердителей карбамидных смол, в дополнение к перечисленным средствам следует пользоваться двууглекислой (питьевой) содой для нейтрализации кислот, попавших на кожу (5-10-процентный раствор) или глаза (2-3-процентный раствор).

Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

65. Аварийные ситуации и несчастные случаи при работе могут произойти по организационным, техническим и другим причинам, в частности из-за:

нарушения технологии производства работ;

аварийных поломок машин и механизмов;

допуска к работе необученных лиц, не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда;

не применения СИЗ работником;

недостаточной освещенности места производства работ.

66. При возникновении обстановки или наступления обстоятельств, которые могут привести к аварии, несчастному случаю, дорожно-транспортному происшествию, работу необходимо прекратить.

67. Работы также должны быть прекращены в следующих случаях:

при грозе, дожде, тумане и снегопаде, исключающих видимость в пределах фронта работ;

при неисправности дорожно-строительных машин, оборудования, ручного инструмента, применяемого в работе;

при опрокидывании или повреждении транспортными средствами дорожных знаков и ограждений места производства работ;

при дорожно-транспортных происшествиях, связанных с нахождением аварийных и специальных транспортных средств в месте проведения работ.

68. При возникновении аварийных ситуаций необходимо:

немедленно (по возможности) устранить источник аварии (несчастного случая);

выполнять все указания должностного лица, работая под его руководством и соблюдая все меры предосторожности в каждом конкретном случае;

немедленно сообщить руководителю работ при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;

срочно организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в лечебное учреждение;

по возможности сохранить обстановку на месте происшествия (аварии), если это не угрожает жизни и здоровью людей, не приведет к очередной аварии, не нарушит производственного процесса, который по технологии должен вестись непрерывно.

69. В случае возникновения пожара на участке, объекте, цехе рабочие должны немедленно вызвать пожарную команду, сообщить администрации.

70. До прибытия пожарных и администрации принять меры по тушению пожара.

71. Работа возобновляется после устранения неисправностей и ликвидации аварийной обстановки.

 

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы охраны труда
(специалист по охране труда
или специалист, на которого
возложены эти обязанности)
___________  _____________________
(подпись)       (фамилия, инициалы)
Руководитель структурного
подразделения (разработчика)
___________  _____________________
(подпись)       (фамилия, инициалы)

 

Комментарии запрещены.