[Google]

Рубрики

Памятка по мерам безопасности труда для водителя газобаллонных автотранспортных средств

Памятка по мерам безопасности труда для водителя газобаллонных автотранспортных средств

 Общая характеристика природного газа 

Природный газ при определенных концентрациях с воздухом пожаро- и взрывоопасен. Область воспламенения природного газа с воздухом – 4% + 15% по объему. Температура самовоспламенения не менее + 450 оС.

Содержание газа в воздухе в помещениях и на рабочих местах не должно быть более 1/5 от нижнего предела его воспламеняемости, то есть не более 0,8% по объему.

Наличие газа в рабочей зоне и его содержание определяется по запаху и газоанализаторами. Одорированный газ при содержании его в воздухе 1% по объему имеет запах не менее 3 баллов.

По токсикологической характеристике природный газ, являющийся смесью углеводородных газов, в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относится к веществам 4-го класса опасности.

Предельная концентрация природного газа на рабочих местах, исходя из токсикологической опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.005-76, не должна превышать 300 мг/м3 в пересчете на углерод. Определение содержания углеводородов в воздушной среде производится газоанализаторами взрывозащищенного типа по ГОСТ 12.1.005-76.

Устройство автомобильного газового оборудования.

 

Автомобильное газовое оборудование (ГО) включает следующие составные части:

газовые баллоны высокого давления

газовый редуктор с клапаном отключения подачи газа

манометры

выносной заправочный узел

редуктор высокого давления

электромагнитный газовый клапан

электромагнитный бензиновый  клапан

газосмесительные устройства

переключатель вида топлива

запорно-предохранительную арматуру

 

Баллоны высокого давления предназначены для хранения запаса топливного газа при рабочем давлении 19,62 МПа (200 кгс/см2). Баллоны размещаются в местах, обеспечивающих безопасную эксплуатацию автомобиля и указанных в заводских инструкциях для каждого типа автомобиля. Баллоны соединены между собой последовательно трубопроводом высокого давления.

Трубопровод высокого давления служит для подачи газа от баллонов к редуктору и от заправочного штуцера к баллонам. Трубопровод высокого давления должен иметь минимальную длину, минимальное число соединений, должен быть защищен от случайных механических повреждений и одновременно доступен для систематического обследования на герметичность.

Заправочный штуцер предназначен для подключения баллонов к заправочному устройству. Он представляет собой трехходовой вентиль с одним запирающимся ходом. Запирающийся ход соединен с трубопроводом высокого давления ниппельным разъемом. Один открытый ход через ниппельный разъем соединен трубкой с входом высокого давления редуктора. Второй ход снабжен винтовой заглушкой.

Газовый редуктор предназначен для:

► снижения давления природного газа в баллонах до величины атмосферного давления;

► отключения подачи газа при переходе на работу на бензине;

► исключения подачи газа при неработающем двигателе;

► обогащения газовоздушной смеси при работе с полностью открытым дросселем. Последняя ступень редуктора поддерживает выходное давление газа примерно равным атмосферному ± 100 Па.

Для отсечки подачи газа редуктор соединен с клапаном, закрывающим линию высокого давления.

Клапан редуктора последней ступени связан с вакуумным устройством, которое увеличивает открытие проходного сечения этого клапана по мере увеличения разрежения во всасывающем коллекторе двигателя.

Регулировка открытия этого клапана осуществляется изменением усилия пружины, поджимаемой регулировочным винтом.

Для исключения замерзания влаги или гидратообразования при дросселировании газа в редукторе он имеет водяную рубашку обогрева, соединенную с системой водяного охлаждения двигателя.

Для подключения к системам двигателя редуктор снабжен штуцерами:

♦ входа и выхода жидкости, охлаждающей двигатель;

♦ соединения с впускным коллектором двигателя;

♦ входа топливного газа высокого давления;

♦ выхода топливного газа низкого давления.

Установка редуктора должна обеспечивать доступность при его регулировке и проверке на герметичность.

Эластичный разветвляющийся трубопровод служит для подачи природного газа во впускную систему двигателя (в воздухоочиститель, в карбюратор или в специальный газовоздушный смеситель).

Для ввода газа во впускную систему двигателя предусмотрены штуцеры, монтируемые на впускной системе двигателя (на воздухоочистителе или карбюраторе – система «Тартарини», к специальному смесителю ЗИЛ-138А, ГАЗ-52-27).

Электромагнитный клапан бензопровода предназначен для отключения подачи бензина при работе на газовом топливе. Он включен в бензопровод между бензонасосом и карбюратором.

Переключатель рода топлива предназначен для переключения питания двигателя с бензина на газовое топливо и обратно. Переключатель электрический, имеет 3 позиции: «бензин», «газ» и нейтральная позиция («0»). В положении «бензин» включен электромагнитный клапан бензопровода и выключен электромагнитный клапан подачи газа. В положении «газ» оба электромагнитных клапана переключаются на противоположное положение. В позиции «0» оба клапана выключены (перекрыта подача обоих видов топлива).

Указатель количества газа служит для информирования водителя об имеющемся в автомобиле запасе газа. Указатель состоит из электрического (система «Тартарини») или пневматического (ЗИЛ, ГАЗ) датчика давления, установленного на газовом редукторе, и показывающего прибора (манометра), установленного на приборном щите автомобиля.

Эластичные трубопроводы подогрева редуктора служат для соединения рубашки редуктора с системой охлаждения двигателя. Входной трубопровод с помощью тройника соединен с системой отопителя салона. Сливной трубопровод с помощью тройника присоединен к сливному крану системы охлаждения двигателя.

Эластичный вакуумный трубопровод служит для соединения задроссельного пространства впускного коллектора  двигателя с вакуумной системой редуктора. Соединение осуществляется через тройник в вакуумную трубку вакуум-корректора зажигания (система «Тартарини») или с впускным коллектором двигателя (ЗИЛ, ГАЗ).

 

Принцип работы газового оборудования

 

Газ поступает из баллонов по трубопроводу высокого давления и магистральному вентилю в первую ступень редуктора, после которой его давление снижается до 0,685–1,57 МПа. Вторая ступень редуктора снижает давление до 0,147 МПа. Третья ступень поддерживает на выходе атмосферное давление ± 98 Па.

Вакуумно-пружинное устройство, вмонтированное в редуктор, перекрывает поступление газа на выход редуктора, если двигатель не работает, т.е. за дроссельной заслонкой нет разрежения. При прокручивании вала двигателя от стартера за дросселем возникает разрежение, с помощью которого специальная мембрана, преодолевая сопротивление пружины, открывает доступ газа в выходной трубопровод.

При полностью открытых дроссельных заслонках в обеих камерах карбюратора разрежение в задроссельном пространстве становится минимальным. В этом случае открывается дополнительное экономайзерное отверстие, увеличивающее поток газа, поступающего в карбюратор, что создает обогащенную смесь.

При установке переключателя рода топлива в положение «бензин» или «0» электромагнитный клапан перекрывает отверстие, подающее газ к мембране, удерживающей запорный клапан газа высокого давления в открытом положении.

Газ, находящийся в выходной камере редуктора, вырабатывается в двигателе, давление в полости мембраны падает, и запорный клапан перекрывает доступ газа в трубопроводе высокого давления.

 

 

 

Порядок заправки газобаллонного автомобиля

 

Автомобили марок ГАЗ, ЗИЛ и др., оборудованные штатными газобаллонными установками на давление 19,62 МПа (200 кгс/см2), могут заправляться на АГНКС, на компрессорных станциях (КС), на газовых месторождениях, на специально оборудованных заправочных пунктах при рабочем давлении заправки (опрессовки) 19,62 МПа (200 кгс/см2); 5,5 МПа (55 кгс/см2); 7,5 МПа (75 кгс/см2) с соответствующим уменьшением дальности пробега автомобиля.

Заправка грузовых автомобилей сжатым природным газом на АГНКС производится в порядке очереди, за исключением автомобилей специального назначения, по талонам установленной формы.

Въезд автомобилей на территорию АГНКС должен производиться без пассажиров по устному разрешению оператора АГНКС или зеленому свету светофора, установленного у заправочной колонки.

Заправка автомобилей производится после оформления оператором АГНКС документов на отпуск газа и проверки им (оператором) наличия удостоверения у водителя на право вождения автомобиля, работающего на сжатом природном газе.

После установки автомобиля у заправочной колонки водитель обязан выключить двигатель, включить ручной стояночный тормоз.

Количество заправляемого газа и номера талонов на газ водитель должен отмечать в путевом листе.

На случай пожара автомобиль, работающий на сжатом природном газе, должен быть оснащен углекислотным или порошковым огнетушителем и кошмой.

Запрещается производить ремонт автомобиля и его ГО на территории АГНКС.

Результаты осмотра и номер автомобиля заправщик должен зафиксировать в Журнале заправки автомобилей на АГНКС.

Заправщик подключает шланг заправочной колонки к ГО, открывает вентили ГО и на заправочной колонке закрывает вентиль на свечу.

При появлении утечки газа в процессе заправки из ГО или соединительных трубопроводов заправка должна быть немедленно прекращена оператором (заправщиком) АГНКС и приняты меры по устранению создавшейся аварийной ситуации в соответствии с Планом ликвидации аварии на АГНКС.

По окончании заправки автомобиля оператор (заправщик) обязан: закрыть (открыть) соответствующие запорные устройства на пульте управления, сбросить давление с заправочной колонки на свечу, дать команду заправщику на снятие шланга заправочной колонки с ГО автомобиля.

Заправщик обязан: открыть вентиль на свечу, закрыть вентили на заправочной колонке и на ГО; отсоединить шланг от ГО автомобиля; поставить в известность водителя автомобиля об окончании заправки и убедиться в выезде автомобиля с территории АГНКС.

 

 

 

Работа двигателя на сжатом природном газе

 

Порядок работы при питании двигателя топливным газом:

■ подготовить переход на питание газовым топливом, для чего провести следующие операции:

– проверить герметичность всех соединений (см. приложение 1);

– в системе «Тартарини» следует увеличить угол опережения зажигания на 9 градусов поворота коленчатого вала регулировкой октан-корректора. В ГО автомобилей ЗИЛ и ГАЗ угол опережения зажигания при работе на бензине и газе одинаков;

■ в случае первичной установки ГО на автомобиль, предназначенный для эксплуатации на бензине, следует наряду с проверкой герметичности системы провести испытание работы автомобиля на природном газе, как указано в инструкции.

Переход с питания газовым топливом на питание бензином в пути производить в следующем порядке:

● остановить автомобиль и зафиксировать его стояночным тормозом;

● перевести переключатель рода топлива в нейтральное положение и дождаться остановки двигателя;

● переключить переключатель рода топлива в положение «бензин»;

● закрыть вентиль на заправочном штуцере;

● при использовании системы «Тартарини» уменьшить с  помощью октан-корректора угол опережения зажигания на 9 градусов поворота коленчатого вала;

● запустить двигатель со стартера;

● автомобиль готов к работе на бензине.

 

 

 

 

Меры безопасности при эксплуатации ГО автомобилей, работающих на сжатом природном газе

 

ГО автомобилей, работающих на сжатом природном газе, необходимо эксплуатировать, ремонтировать и обслуживать в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и настоящей Инструкцией.

Руководство предприятия (организации), эксплуатирующего автомобили с ГО, обязано приказом назначить из числа ИТР лиц, осуществляющих надзор за ГО, ответственных за их исправное состояние и безопасное действие. Эти лица должны пройти соответствующую подготовку в установленном порядке.

Обслуживание и ремонт ГО могут быть поручены лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшим производственное обучение, аттестацию в квалификационной комиссии и инструктаж по безопасному обслуживанию ГО.

Состав квалификационной комиссии назначается руководством организации или предприятия, проводившего обучение.

Результаты аттестации оформляются протоколом, подписанным председателем и членами квалификационной комиссии.

Лицам, сдавшим экзамены, должны быть выданы удостоверения за подписью председателя комиссии.

На предприятии, эксплуатиру­ющем автомобили, работающие на сжатом природном газе, на основе настоящей Инструкции должна быть разработана, согласована и утверждена в установленном порядке главным инженером Инструкция по технической и безопасной эксплуатации ГО. Инструкции должны быть вывешены на рабочих местах, а также выданы под расписку обслуживающему персоналу и водителям.

Периодическая проверка знаний персонала должна проводиться комиссией, назначаемой приказом по предприятию, не реже чем через 12 месяцев для рабочих и через 3 года для ИТР. Результаты проверки должны оформляться протоколом.

Размещение ГО на автомобилях должно обеспечивать удобство и безопасность его монтажа, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта в производственных условиях. ГО должно быть защищено от солнечной радиации и теплового излучения выхлопной системы.

ГО должно обладать герметичностью, не допускающей образования в воздухе концентраций природного газа свыше значений, указанных в инструкции.

Готовность ГО к эксплуатации оформляется актом, утверждаемым руководителем предприятия.

Не допускается ремонт ГО под давлением во время работы двигателя, кроме регулировки холостого хода.

Обслуживающий персонал и водители обязаны выполнять инструкции по режиму работы ГО и безопасному его обслуживанию, а также своевременно проверять исправность действия арматуры, контрольно-изме­рительных приборов и предохранительных устройств.

Эксплуатация ГО должна быть немедленно прекращена в следу­ющих случаях:

♦ При повышении давления в ГО выше допустимого, несмотря на соблюдение всех требований, указанных в инструкции.

♦ При обнаружении в баллонах и обвязке установки трещин, пропусков газа, утечек газа в разъемных соединениях, разрыве прокладок.

♦ При неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам.

♦ При неисправности или неполном количестве крепежных деталей.

♦ При неисправности предохранительных блокировочных устройств.

♦ При неисправностях (отсутствии) предусмотренных инструкцией КИПиА.

♦ При неисправности предохранительного клапана.

На верхней сферической части каждого баллона ГО должны быть отчетливо нанесены клеймением следующие данные:

● Товарный знак завода-изгото­вителя.

● Номер баллона.

● Фактическая масса порожнего баллона (кг): для баллонов емкостью до 12 л включительно – с точностью до 0,1 кг, для баллонов емкостью свыше 12 до 55 литров включительно –  с точностью до 0,2 кг; вес баллонов емкостью свыше 55 л указывается в соответствии с ГОСТ или ТУ на их изготовление.

● Дата (месяц и год) изготовления и год следующего освидетельствования.

● Рабочее давление, кгс/см2.

● Пробное гидравлическое давление, кгс/см2.

● Емкость баллона (л) для баллонов емкостью до 12 литров включительно – номинальная, для баллонов емкостью свыше 12 до 55 л включительно – фактическая с точностью до 0,3 л, для баллонов емкостью свыше 55 л – в соответствии с нормативной документацией на их изготовление.

● Клеймо ОТК завода-изготовите­ля круглой формы диаметром 10 мм (за исключением стандартных баллонов емкостью свыше 55 л).

● Номер стандарта для баллонов емкостью свыше 55 л. Высота знаков на баллонах должна быть не менее 6 мм, а на баллонах емкостью свыше 55 л – не  менее 8 мм. Место на баллонах, где выбиты паспортные данные, должно быть покрыто бесцветным лаком и обведено отличительной краской в виде рамки.

Наружная поверхность баллонов должна быть окрашена в красный цвет и иметь надпись «метан», выполненную белой краской.

Баллоны ГО подлежат периодическому освидетельствованию не реже чем через 2 года. Освидетельствование баллонов включает:

■ Осмотр внутренней и наружной поверхностей баллонов;

■ Проверку массы и емкости;

■ Гидравлическое (пневматическое) испытание.

Разрешение на освидетельствование баллонов выдается предприятию местными органами Госгортехнадзора после проверки ими:

► Наличия производственных по­мещений, а также технических средств, обеспечивающих возможность качественного проведения освидетельствования.

► Специального назначения приказом по предприятию лиц, ответственных за проведение освидетельствования, из числа ИТР, имеющих соответствующую подготовку.

► Наличия инструкций по проведению технического освидетельствования баллонов. При выдаче разрешения на освидетельствование органы Госгортехнадзора должны зарегистрировать у себя клеймо с соответствующим шифром, присвоенным данному предприятию.

Забракованные баллоны независимо от их назначения должны быть приведены в негодность (нанесением насечек на резьбе горловины или просверливанием отверстий на корпусе), исключающую возможность их дальнейшего использования.

Запрещается наполнять газом и эксплуатировать газобаллонные установки, у которых:

– Истек срок периодического освидетельствования баллонов.

– На баллонах отсутствуют установленные клейма.

– Неисправны вентили, переходники.

– Поврежден корпус одного из баллонов (трещина, сильная коррозия, заметное изменение формы).

– Окраска и надписи не соответствуют  инструкции.

– Неисправны трубопроводы высокого давления.

– Неисправен редуктор.

– Вентили и трубопроводы высокого давления после ремонта, связанного с их разборкой, должны быть проверены на плотность при рабочем давлении.

ГО, вновь монтируемое на автомобилях, работающих на сжатом природном газе, должно быть прочно укреплено, герметично присоединено к топливной системе двигателя и испытано в соответствии с положени­ями инструкции.

В процессе эксплуатации автомобилей, работающих на сжатом природном газе, газобаллонные установки должны ежедневно подвергаться осмотру для проверки на герметичность и исправность на специально оборудованных контрольных постах при выпуске на линию и приемке с линии в соответствии с инструкцией по режиму работы и их безопасному обслуживанию, разработанной на данном предприятии.

Запрещается эксплуатация и въезд в гараж автомобилей с неисправным ГО. Эти неисправности должны немедленно устраняться на специально оборудованных контрольных постах под руководством лица, ответственного за их исправное состояние.

Неисправности, связанные с утечкой газа в ГО, должны устраняться после выпуска газа из баллонов автомобиля в газовую сеть низкого давления или в атмосферу, для чего автомобиль устанавливается в специально выделенное на данном предприятии приказом для этих целей безопасное место или открытую площадку. Выпуск газа осуществляется при заглушенном двигателе и выключенной системе зажигания.

Наличие утечек газа в разъемных соединениях ГО (см. приложение) определяется проверкой, порядок которой предусмотрен инструкцией.

Запрещается для этих целей применение открытого огня.

При появлении утечки газа в соединениях ГО во время движения автомобиля водителю следует поставить его на открытое место (вне помещений), удаленное на расстояние не менее 10 метров от скопления моделей, транспортных средств и легковоспламеняющихся объектов, заглушить двигатель, выключить зажигание, поставить знак «аварийная остановка», определить место нарушения герметичности в ГО, закрыть магистральный вентиль, выпустить в атмосферу газ из части системы между магистральным вентилем и впускной системой двигателя и в зависимости от сложности устранения неисправности провести одно из нижеприведенных мероприятий.

Убедившись в прекращении утечки, устранить неисправность. Открыть магистральный вентиль, проверить герметичность ремонтируемого соединения, а также всех соединений ГО,  и в случае отсутствия утечки запустить двигатель.

При невозможности устранения утечки после мероприятий, указанных выше, перейти на работу на бензине или сообщить на АТП.

В случае если место утечки находится в магистральном вентиле или между магистральным вентилем и баллонами (в том числе в баллоне), следует выпустить в атмосферу газ из ГО, после чего перейти на работу на бензине или сообщить на АТП.

Запрещается запуск двигателя и его работа одновременно на газе и бензине.

Разрешается въезд автомобиля, работающего на сжатом природном газе, в ремонтный бокс или в другое закрытое помещение для стоянки или ремонта при давлении сжатого газа в баллонах не более 0,15–0,2 МПа, после проверки герметичности ГО.

Ремонтные работы на автомобиле, работающем на сжатом природном газе, должны проводиться после проверки герметичности и устранения утечек газа.

Запрещается перестановка и замена баллонов в ГО без разрешения лица, ответственного за их безопасную эксплуатацию.

В зимнее время предварительный прогрев двигателя, работающего на газе, устранение возможных ледяных образований и пробок в газовых коммуникациях необходимо производить с помощью пара или горячей воды. Запрещается пользоваться открытым огнем.

При размещении автомобиля на ночной и длительной стоянке (свыше 5 часов), а также перед техническим обслуживанием и профилактическими ремонтами, выполняемыми на открытом воздухе, необходимо закрыть вентили на всех баллонах ГО, выработать двигателем весь газ в системе питания. После того как двигатель заглохнет, выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительной стоянке с открытыми вентилями на баллонах.

Запрещается водителю на рассто­янии менее 10 м с учетом направления ветра останавливать автомобиль у мест с открытым огнем, подносить к автомобилю горящие источники пламени для освещения, пайки и т.п.

Для осмотра автомобиля, работа­ющего на газе, в ночное время водитель должен пользоваться переносным взрывозащищенным светильником.

При возникновении пожара на автомобиле, работающем на газе, водитель должен выключить зажигание; тушить пожар следует порошковым или углекислотным штатным огнетушителем, струей воды и т.д. Для исключения повышения давления в ГО баллоны следует обильно поливать холодной водой.

Проверка и испытания газового оборудования

 

Опрессовка газового оборудования производится предприятиями, осуществляющими переоборудование автомобилей на АГНКС, компрессорных станциях давлением,  о чем делается отметка в акте  и на баллонах.

После монтажа, ремонта, а также в процессе эксплуатации ГО должно подвергаться периодическому осмотру для проверки на герметичность и исправность работы.

Периодичность осмотров устанавливается ежедневная и через каждые 2500–3000 км пробега (ТО-1).

При ежедневном осмотре водитель обязан проверить прочность креплений баллонов, исправность газовых коммуникаций, а также герметичность всех соединений на слух и на запах (газ одорирован).

Проверка через каждые 2500–3000 км пробега состоит в выполнении всего объема ежедневного осмотра и контроля герметичности ГО, осуществляемого одним из указанных ниже способов.

Для контроля герметичности ГО могут применяться следующие способы:

Опрессовка ГО на открытой площадке  природным газом под давлением при одновременном нанесении мыльного раствора на все разъемные соединения.

Опрессовка ГО инертным газом или воздухом и нанесением мыльного раствора на все соединения. Опрессовку допускается производить в помещении. После опрессовки систему отвакуумировать до давления 10000 Па (0,1 кгс/см2).

Опрессовка и использование переносных сигнализаторов, предназначенных для контроля довзрывоопасных концентраций в воздухе помещений и открытых пространств серий СГГ, СТМ, а также газоанализатора ГИАМ-5М. Для определения места течи допускается применение других приборов, характеристики которых не хуже указанных.

При опрессовке должны быть приняты меры предосторожности: вентиль на наполнительном трубопроводе от источника давления и манометры должны быть выведены за пределы помещения, в котором находится испытуемая система, а люди на время испытания системы должны быть удалены в безопасные места. Порядок проведения опрессовки должен быть следующим:

Закрываются накопительный, магистральный и расходные баллонные вентили системы. Заправочное устройство источника давления (газа или воздуха) соединяется с заправочным штуцером системы. Включается подача природного газа, инертного газа или воздуха под давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2) и обмыливанием проверяется герметичность соединения заправочного штуцера с заправочным устройством.

Открывается наполнительный вентиль и трубопровод высокого давления между наполнительным вентилем, расходными баллонными вентилями и магистральным вентилем заполняется газом при давлении последовательно 1,0; 2,5; 5,5; 7,5; 10,0; 20,0 МПа (10; 25; 55; 75; 100; 200 кгс/см2). Соединения покрываются мыльным раствором, проверяются на герметичность. При каждом значении давления следует также проверить герметичность уплотнительной пары в магистральном и расходных баллонных вентилях. Для этого включается зажигание и переключатель вида топлива устанавливается в положение «газ». В случае если поле закрытия наполнительного вентиля давление в трубопроводе высокого давления падает и стрелка манометра, установленного на редукторе, отклоняется от нулевой отметки – магистральный вентиль негерметичен. Если же стрелка манометра редуктора стоит на нуле, а давление в трубопроводе снижается, пропускают один или оба расходных баллонных вентиля.

Проверка герметичности соединений и системы между магистральным вентилем и двухступенчатым редуктором производится при открытом магистральном вентиле, включенном зажигании и положении переключателя вида топлива на отметку «газ».

Проверка герметичности электромагнитных клапанов газовой и бензиновой топливных систем производится после работы двигателя соответственно на газе или бензине при перемещении переключателя вида топлива в нейтральное положение. В случае герметичности клапанов двигатель должен заглохнуть.

В случае появления признаков течи при любом указанном значении давления соединение следует разобрать, отремонтировать и повторить испытание.

Регулировка работы двигателя на холостом ходу происходит в следующем порядке (ЗИЛ, ГАЗ):

– упорный винт холостого хода установить в положение, обеспечивающее минимальную частоту вращения коленчатого вала (отвернуть вполоборота относительно положения при работе на бензине), верхний винт отвернуть на три оборота, а нижний на один оборот;

– заглушить корпус обратного клапана;

– запустить двигатель на газе и при частоте вращения не выше 1300–1400 мин регулировка закончена;

– снижаются обороты верхним винтом.

Снимается заглушка с обратного клапана и упорным винтом устанавливается частота вращения 500–600 мин-1.

При резком прикрытии дроссельной заслонки двигатель не должен глохнуть. В противном случае следует увеличить частоту вращения упорным винтом и отрегулировать подачу газа нижним винтом.

 

Определение расхода топлива

При определении расхода природного газа газобаллонными автомобилями принимается эксплуатационный бензогазовый эквивалент, установленный в результате длительных испытаний различных марок газобаллонных автомобилей, равный Эбг = 1,25 л/м3, в соответствии с которым по зависимости

Нпг = Нрббг,

 

где             Нпг – расход природного газа, м3/ч;

Нрб – расход бензина, л/ч;

Эбг – эксплуатационный бензогазовый эквивалент.

Приложение

 

Соединения в газобаллонной топливной установке,

которые необходимо периодически проверять на герметичность

 

Соединение тройников баллонов с трубопроводами, вентилями и манометром.

Соединение крестовины вентиля с наполнительным вентилем и трубопроводами.

Соединения запорного электромагнитного клапана с трубопроводами.

Соединение редуктора с трубопроводом высокого давления.

 

Определение количества СПГ (м3) в одном баллоне объемом 50 л

Давление газа в баллоне, кгс/см2

Температура окружающей среды, °C

–30

–20

–10

0

+10

+20

+30

+40

10

0,55

0,55

0,54

0,53

0,53

0,53

0,52

0,52

20

1,15

1,12

1,16

1,10

1,09

1,07

1,06

1,04

30

1,79

1,70

1,70

1,69

1,65

1,63

1,61

1,57

40

2,41

2,33

2,30

2,27

2,22

2,17

2,15

2,13

50

3,2

3,05

2,98

2,94

2,84

2,81

2,75

2,72

60

4,05

3,76

3,66

3,57

3,53

3,45

3,41

3,27

70

5,00

4,61

4,43

4,32

4,17

4,07

4,02

3,89

80

6,45

5,71

5,33

5,20

4,88

4,76

4,65

4,55

90

7,63

6,72

6,25

5,92

5,63

5,49

5,29

5,17

100

8,77

7,69

7,24

6,76

6,49

6,25

5,95

5,81

110

9,82

8,59

7,97

7,53

7,24

6,96

6,63

6,47

120

10,91

9,38

8,95

8,45

8,00

7,79

7,32

7,14

130

12,04

10,16

9,85

9,29

8,78

8,33

8,02

7,83

140

12,8

11,11

10,77

10,14

9,59

9,09

8,75

8,54

150

13,16

11,90

11,36

10,87

10,27

9,74

9,38

9,15

160

13,79

12,50

12,12

11,43

11,11

10,39

10,13

9,76

170

13,93

13,28

12,69

11,81

11,49

10,90

10,63

10,37

180

14,29

13,64

13,24

12,50

12,00

11,54

11,25

10,98

190

14,62

14,18

13,57

12,84

12,50

12,03

11,59

11,18

200

14,93

14,29

13,81

12,99

12,66

12,50

12,19

11,63

 

Комментарии запрещены.